История первой победы Фото: Анастасия Гавриэлова

История первой победы

7 мая 2018 16:25
Анастасия Гавриэлова

Благодаря находке исследователей на дне Финского залива в летописи Красного флота появилась новая дата первой победы, которая оставалась незамеченной на протяжении 100 лет.

«Мы удлинили военно-морскую историю флота России. Теперь в новую книгу можно вставить еще одну победу — забытую первую победу рабоче-крестьянского Красного флота во время Первой мировой войны, — директор по научной работе Центра подводных исследований (ЦПИ) Русского географического общества (РКО) Андрей Лукошков не может скрыть волнение и удовольствие от сделанных его командой открытий. — Для нас это честь».

2

Ранее первые победы Красного флота датировались 1919 годом. Обнаруженный исследователями на дне залива сторожевой корабль Кайзеровского флота подорвался на мине 2 сентября 1918 года. Точную дату подсказали немецкие коллеги, которые и предоставили РГО информацию о гибели судна «Эстебрюгге». Минное заграждение, которое и стало причиной гибели, было выставлено моряками Красного флота буквально за две недели до этого события. Почему подрыв вражеского корабля остался незамеченным, историки пока не знают. Списывают на «революционную обстановку».

«Морской бардак, — предполагает Андрей Лукошков, директор по научной работе ЦПИ РКО. — Дежурные за водой не наблюдали. Ночью где-то взорвалась мина — мало ли что взрывается ночью, может бревном мину задело. Поэтому этот подрыв не отражен ни в одном документе. По крайней мере, в боевую летопись он не попал».

«Суп с клецками»

«4 апреля высадились немцы на территории Финляндии, — Андрей Лукошков описывает события, предшествовавшие гибели сторожевика „Эстебрюгге“. — 13 апреля они взяли Хельсинки. Финские белогвардейцы дошли практически до границы между советской Россией и Финляндией. А 15 мая Финляндия объявила войну РСФСР. Немецкий и финский флот стояли очень близко, практически в пределах видимости. В связи с этим краснофлотцы под охраной эсминцев установили две линии обороны — это 550 мин к северо-западу от Котлина. Чтобы немцы и финны не могли подойти к городу». Снарядов было настолько много, что сами военные называли акваторию «суп с клецками». 100 лет назад в этом супе и «сварился» сторожевой корабль кайзеровского флота.

7

Справка: На основании материалов немецких архивов специалисты ЦПИ РГО смогли найти в указанном месте корпус затонувшего корабля. «Эстебрюгге» стоит на глубине 24 метра. Обследование показало, что он подорвался, наскочив на мину кормой.

По немецким данным «Эстебрюгге» — бывший океанский паровой рыболовный траулер постройки 1907 года. Он был мобилизован в состав кайзеровского флота и вооружен артиллерией. Сторожевой корабль входил в состав 1-й группы (дивизии) дозорной полуфлотилии «Восток». Объект является редчайшим памятником периода Первой мировой войны.

По словам Андрея Лукошкина корабль «Эстебрюгге» построен по так называемой «трехостровной схеме» — высокий бак, центральная ходовая рубка и кормовая надстройка, где жил экипаж. На носу стоит 80-миллиметровое орудие.

Искали минный тральщик

Алексей Лукошкин объясняет, почему выбор пал именно на этот корабль. По его словам, специалисты Центра подводных исследований РГИ обнаружили на дне Финского залива в районе острова Котлин 23 затонувших корабля. Каждый из них представляет большой интерес для ученых, но заняться всеми сразу невозможно.

5

«Мы не сразу озаботились именно этой находкой — корабль металлический, а нас все более интересуют исторические корабли времен Петра Первого и так далее. У нас была идея найти первый в мире минный тральщик. Такой тральщик придумали в России, и один из них подорвался тоже в 1918 году. Мы нашли материалы в архивах, построили карты минных полей того периода. И к нашему удивлению корабль, найденный нами, попал на минное поле и подорвался в 1918 году. Тогда мы запросили материалы у немецких коллег, нам представили координаты гибели „Эстебрюгге“. И мы выяснили, что найденный нами корабль он и есть!»

Тогда ученые поняли, какую уникальную находку они совершили. Затонувшему кораблю, построенному в 1907 году, сейчас 111 лет. Прошло 100 лет с момента его гибели. Благодаря немецким архивам стало известно, что во время подрыва погибли 5 человек, остальные (около 60) спаслись.

Из бездны

5 мая 2018 года группа исследователей Центра вернулась из экспедиции с находками, которые после реставрации будут экспонироваться в музее на территории форта «Константин».

По словам водолаза-исследователя Олега Медведева, с затонувшего корабля удалось поднять несколько уникальных артефактов. В их числе латунный судовой фонарь зеленого цвета (правого борта) и бронированный колпак, в котором он находился, якорь, который весит почти полтонны, судовой бинокль, компас, замки и другие мелкие детали, имеющие значение для историков.

«Уникальна любая вещь, которая находится под водой, не важно, современный это корабль или исторический, — говорит водолаз. — Если ты эту вещь поднимаешь, то это уже представляет какой-то интерес. Это выхватывание объектов из бездны уже само по себе уникально».

Находкам, сделанным специалистами Центра подводных исследователей на «Эстебрюгге», более 100 лет.

Все найденные артефакты пройдут длительный путь, прежде чем окажутся в музее. Их ждет консервация и реставрационные работы. По словам директора музея истории Кронштадта Евгения Гришко, принято решение о том, что часть предметов подводной археологии будет экспонироваться в музее форта «Константин».

«После нескольких серьезных экспедиций Центра появилось много предметов, которые мы готовы экспонировать здесь, на форте, в музее Маячной службы. На сегодняшний день в Водонапорной башне, где представлена подводная археология, места для новых экспозиций уже нет, — рассказал Евгений Гришко. — Артефакты, поднятые с „Эстебрюгге“, пройдут консервацию в нашей мастерской».

 



По теме