В Петербурге можно потрогать вечность и прочность Фото: Евгения Горбунова

В Петербурге можно потрогать вечность и прочность

6 октября 2018 13:57
Евгения Горбунова

В Музее истории Санкт-Петербурга, в Петропавловской крепости, в недавно отреставрированных казематах Государева бастиона открылся первый в России музей керамики — «Керамарх». Это событие — одно из череды юбилейных — Музей истории города отмечает столетие.

Когда-то Петербург был самым витражным и керамическим городом империи — только старая Москва могла с ним поспорить. Витражи за сто лет после революции пострадали больше — стекло слишком хрупкий материал, а прекрасные старинные печи, метлахская плитка в парадных, изразцы и керамика встречаются чаще, чем витражи. Сотрудники Музея истории тогда еще Ленинграда в годы, когда в городе старые дома массово шли на капремонт, делали, что могли, спасая и витражи, и старые печи, камины, просто образцы прекрасной керамики, которые иначе обратились бы в прах.

И вот теперь — музей, открытый при помощи частной реставрационно-строительной компании «Паллада». Здесь нашли свое место старые печи и камины, фрагменты капители фасада здания Петроградского губернского кредитного общества — ныне Дома кино, образцы черепицы, использовавшиеся при строительстве крыши музея Суворова, изразцы для куполов Соборной мечети — всего более двухсот экспонатов. Осколки и фрагменты красоты, навсегда исчезнувшего прошлого, которые теперь-то уже не пропадут и не станут пылью или строительным мусором. Неподготовленному посетителю сложно оценить значение каждого из этих маленьких кусочков, археологических находок, но экспозиция сделана столь ярко и красиво, что хочется рассматривать все, до мельчайших деталей.

Стены залов специально покрасили в яркие цвета — подчеркнуть разнородность экспонатов, их пестроту, разную сохранность. В залах царственно стоят керамические печи со множеством выпуклых, фактурных деталей. Как поясняет архитектор Ольга Ушакова, разработчики «сознательно уходили от фотографического изображения», делая упор на тактильное восприятие: «Русской керамике изначально был присущ рельефный изразец, европейской же наоборот — плоский. Наши мастера не признавали и не понимали этого. В нашем музее можно будет трогать экспонаты. Мы запланировали большую интерактивную программу для детей. К примеру, они смогут сами собрать печь».

В Музее архитектурной керамики зафиксировали «парадоксальное сочетание хрупкости и вечности» в буквальном смысле. Хрупкая на первый взгляд керамика удивительно хорошо сохраняется до самых раскопок. На полу сделаны археологические витрины. Под стеклом на песке лежат осколки, найденные при реконструкции Летнего сада. Еще одна цель создателей экспозиции — отобразить историю русской керамики. Печи, камины и образцы декора на выставке принадлежат к периоду XVIII — начала ХХ века до 1917 года.

Зал с лазурными стенами — венец экспозиции. Здесь размещены изразцы, иконы с керамическими киотами, из центра на гостей смотрит тревожный лик ангела с семиметрового панно с фасада дома на Площади Труда. Это самый масштабный экспонат музея. Куратор выставки Мария Макогонова рассказывает, что этот фриз с колокольни церкви Святой Благоверной Анны Кашинской спасли от уничтожения, когда его родной храм хотели снести. К счастью, этого не произошло. Церкви Святой Троицы на улице Марата повезло меньше. В музее представлены только оставшиеся от неё фрагменты убранства.

Из Нижнего Новгорода привезли фарфоровый иконостас, который было сложно выставить из-за массивного размера. Подробнее об экспонате рассказывает Нина Казарина, хранитель фонда керамики Нижегородского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника: «Эта роскошная работа начала ХХ века хранилась у нас долгое время, прежде чем мы решили её выставить. Она была в экспозиции всего неделю. Как раз в это время приехал директор „Паллады“ Константин Лихолат. Он прислал старые фото, по которым мы сложили имевшиеся фрагменты. Икона, можно сказать, как-то сама себя продвинула».

На церемонии открытия музея Владимир Мещеряков, заведующий отделом «Дворец Меншикова» Государственного Эрмитажа, говорит, что мечты о музее печной керамики у него появились давно: «Собчак одобрил нашу идею, но направлял на Косую линию Васильевского, а мы хотели в Новой Голландии. А теперь история 30-летней давности претворилась в жизнь».

— Долго шли от Собчака, — язвительно замечает интеллигентного вида пожилая гостья в толпе. Здесь душно и не протолкнуться из-за посетителей — по большей части специалистов в области архитектуры. Через несколько минут перед носом ангела директор реставрационной компании и настоятель Петропавловского собора разрезают красную ленточку.

  • IMG_1227
  • IMG_1316
  • IMG_1180
  • IMG_1108
  • IMG_1117



По теме