Истории

Яхтинг почти утонул

К концу лета в Петербурге начали разрабатывать концепцию развития яхтенной инфраструктуры. Она должна быть готова к ноябрю. Конкурс выиграла Академия госслужбы, предложившая выполнить контракт за 9,466 млн рублей. Изначальная цена лота была 12 млн рублей. Всего в конкурсе участвовали две компании — московская ООО «Ки Партнер» проиграла, предложив разработку концепции за 7 миллионов.

Заместитель председателя Комитета по развитию туризма Нана Гвичия отметила, что в городе яхтенный туризм развивается «тяжело». Задача исполнителей в том числе выяснить причины такой ситуации.

Какая это по счету попытка города улучшить или сделать вид, что хотят улучшить ситуацию с обнищанием и постепенным разваливанием яхт-клубов и оставшихся причальных территорий Петербурга, уже и не сосчитать. Есть наблюдение, что всплеск интереса к этой теме, как правило, возникает летом, зимой про яхтенный туризм традиционно забывают — до следующего сезона. Будем надеяться, что в этот раз все совсем не так.

Осталось всего четыре

Из 33 яхт-клубов, существовавших в городе до 90-х годов, сейчас осталось три с половиной, (Речной, яхт-клуб Санкт-Петербурга, «Балтиец» и «Крестовский», который в стадии становления).

Инфраструктура, то есть оснащение яхт-клубов прибрежного морского города Петербурга, в удручающем состоянии. В сравнении с соседней Финляндией наши яхт-клубы похожи на полуразвалившиеся причалы с сараями на берегу и в лучшем случае биотуалетом в кустах.

Никаких услуг: вакуумного отсоса черных вод, душевых и туалетов, прости господи, прачечных, эллингов для зимнего хранения, камер хранения, саун, бассейна, пункта оказания первой помощи и так далее.

Перечень необходимого оснащения и услуг есть в положении № 1 Постановления Санкт-Петербурга № 151 от 2009 года (с изменениями на 6 июня 2018 года) «Об отраслевой схеме размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Санкт-Петербурга». При этом цены на стоянку вполне сравнимы с европейскими. Как в таком городе можно развивать яхтинг, как вид массового досуга? — Никак.

Поэтому современные яхтсмены, как шутят сами моряки, делятся на, условно, две категории — оставшиеся с советских времен дедушки-мечтатели, яхты и катера которых — достояние времени, и разбогатевшая элита, для кого наличие парусника — статусная необходимость. Свои яхты они зимой хранят в Финляндии (как знаменитую яхту «Фотиния»), а летом используют как ресторан на воде, чтобы поужинать с друзьями или партнерами по бизнесу. Есть еще небольшая категория круизеров, те, кто пользуется яхтами по назначению, но их очень мало. К ним же можно отнести и спортсменов — людей, выступающих на регатах и участвующих в скоростных гонках. Их тоже очень мало — школы парусного спорта можно пересчитать по пальцам.

Потенциал, задуманный еще Петром Первым для нашего города как морской столицы, нынешним руководством города благополучно «похоронен». До сих пор яхтсмены справлялись, как могли. Денег на то, чтобы содержать яхт-клубы взять было неоткуда — кое-как бы починить собственные лодки. Так, яхт-клубы превратились в полузакрытые территории, заросшие сорняком с раздолбанными дорогами и отсутствием какой-либо досуговой составляющей. Отсюда и статистика захода к нам иностранных морских туристов: в Петербург за год приходят 60 яхт, а, к примеру, в Хельсинки — 19 100.

Бизнесу яхтинг не интересен

Одна из главных бед прибрежных территорий нашего города заключается в том, что эти земли — лакомый кусочек для девелоперов, которые спят и видят, как построят на них элитные муравейники. Именно такой вид вложения выгоден и понятен по причине быстрой окупаемости. Именно поэтому вместо реализации плана развития яхт-клуба на Петровской косе, предложенного яхтсменами, здесь вскоре построят гостиницу, а не эллинги и причалы для яхт.

«Это нонсенс, — говорит Сергей Алексеев, президент парусного союза Петербурга. — Мы не согласны, потому что ни в одной стране мира в яхт-клубах гостиниц нет. Если мы это сделаем, мы похороним последний доступный яхт-клуб».

Чтобы остановить строительный бизнес, который постепенно откусывает у города оставшиеся причальные территории, нужна воля руководства города и деньги. Где их взять? На этот вопрос и должны ответить аналитики из Академии госслужбы, взявшиеся за составление концепции.

«Когда концепция будет сформулирована, надо будет искать деньги на возрождение инфраструктуры. Как искать? Использовать схему частно-государственного партнерства», — президент парусного союза Сергей Алексеев настроен позитивно.

Почему все флаги не к нам?

Сейчас плавание из той же Финляндии в Россию, как шутят сами яхтсмены, годится для тех, кто любит формат путешествий «в поисках приключений». Для тех, кто любит семейный комфортный отдых, такой маршрут слишком непредсказуемый.

Тому есть несколько причин. Одна из них, как уже отмечалось, — плохая оснащенность яхт-клубов, отсутствие комфортных марин, причалов, готовых именно к приему туристов с набором услуг.

Вторая причина, которая на данный момент вышла на первое место, — оформление иностранных яхт. По аналогии с путешествиями на автомобиле, яхтсменам необходимо пройти сначала процедуру оформления на пограничном пункте — только получив штамп в паспорте можно пользоваться портами и укрытиями, вставать на якорь, заправляться.

До нынешнего лета это можно было сделать в Выборге. Пограничный пункт располагался прямо в порту города. Удобно было всем — и яхтсменам, потому что оформление позволяло встать на якорь, заправиться, закупить продуктов. Выборгу — потому что туристы делают город и его жителей богаче.

С этого лета такой возможности больше нет. Чтобы получить штамп, нужно идти в Кронштадт — а это 100 миль, или сутки дополнительного пути по не самому дружелюбному морю. Официальная причина закрытия пограничного пункта — износ оборудования. Реальную — никто не называет.

Третья проблема — отсутствие безопасных гаваней на маршруте. Сергей Алексеев вспоминает проект, принятый «Евросоюзом» под названием «30 миль», который в России до сих пор никак не реализовывается.

Проект предполагает создание сети оборудованных и безопасных гаваней, куда смогут заходить яхты и маломерные суда из разных стран и расстояние между этими гаванями не должно превышать 30 миль. Основная задача проекта «30 миль» — активизировать яхтенный туризм в восточной части Финского залива, создать возможность безопасного и комфортного круизного плавания в регионе. В 2015 году к проекту присоединились Финляндия и Эстония. Если бы проект удалось реализовать и в России, в восточной части Финского залива появилось бы «кольцо», то есть безопасный яхтенный маршрут, объединяющий Хельсинки, Таллин и Санкт-Петербург.

«Сейчас, пока ты плывешь в Кронштадт — эти сто миль, если ты зайдешь на острова — ты будешь арестован. А ведь форт „Константин“ — у нас там дамба, и она закрывается, когда дует. А вдруг, предположим, задуло 9 баллов, дамбу закрыли: что делать? Биться головой о дамбу или тонуть? — рассказывает Сергей Алексеев. — Поэтому и не идут к нам».

Коммерсанты захватывают береговые земли

Береговые территории — это традиционно очень дорогая земля. Над ними нужен особый контроль и к ним — особый подход. «У нас нет, как во все мире, единого хозяина береговых территорий. А это ведь серьезная вещь — дорогая земля, и, конечно, коммерческие структуры совершенно справедливо все это захватывают. Их совершенно не колышет ни спорт, ни будущее, ничего. Поэтому мы и превращаем Петровский остров в каменные джунгли», — сетует Алексеев. По его словам, раньше этими проблемами занимался Комитет по внешнему транспорту, но его ликвидировали.

Он и другие яхтсмены и моряки возлагают особые надежды на концепцию развития, которую взялась разработать Академия госслужбы.

«В концепции должны быть прописаны юридические, финансовые и организационные обоснования развития и существования яхтенного туризма и маломерного флота в нашем городе, — говорит Алексеев. — Ведь в этом году исполнилось 300 лет первому в мире яхт-клубу, который создал Петр I. Если мы сейчас детей не будем с младых ногтей приучать к морю, не бояться его, любить его — не будет Петербург морским городом».

Алексеев приводит в пример соседнюю Финляндию, где государство поощряет развитие детского яхтенного туризма: «Для сравнения, у нас на учете 50 тысяч маломерных судов, начиная от казанки и кончая яхтами, у них — 400 000. А население одинаковое — 5 миллионов. Есть чему поучиться».

Найти инвесторов

Исполнитель, то есть Академия госслужбы при президенте РФ берется до 30 октября разработать концепцию, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитический, пространственный и финансовый.

Специалистам академии предстоит стать специалистами в яхтенном туризме и проанализировать международный опыт в развитии яхтинга и яхтенной инфраструктуры в не менее чем пяти городах таких стран, как Финляндия, Эстония, Швеция, Латвия, Литва, Дания, Польша, Германия — за период с 2008 по 2018 год.

В частности, проанализировать эффективность государственной и муниципальной поддержки развития яхтинга в этих странах, сравнить спрос и предложение на рынке яхтинга, определить долю яхтинга в структуре доходов от въездного туризма.

Далее аналитикам предстоит сравнить опыт зарубежных соседей с текущим состоянием яхтинга в Петербурге и в России в целом в период с 2015 по 2018 гг. Проанализировать спрос и предложения на объекты яхтенной инфраструктуры в Петербурге, составить схемы их расположения и оказываемых на объектах услуг. Исполнитель обязан опросить не менее 100 владельцев маломерных судов об их потребностях в нематериальной инфраструктуре, провести анализ проектов и программ развития яхтинга в Петербурге, провести анализ спроса на яхтенные путешествия.

Важным элементом подготовки концепции должен стать и анализ существующих законодательств и правовых актов на наличие правовых пробелов или противоречий, нормативных и ненормативных ограничений на развитие яхтинга. К ненормативным относятся, к примеру, состояние береговой полосы, объектов недвижимости на прибрежном участке, наличие автодорог и так далее.

На основе этих данных исполнитель должен проработать практические рекомендации по определению возможных путей и перспектив развития рынка яхтинга в Петербурге, определить меры господдержки развития яхтенной инфраструктуры, разработать предложения по изданию новых правовых актов и внесению изменений в действующие правовые акты, в том числе в части предоставления экономических и целевых преференций при строительстве и эксплуатации объектов яхтенной инфраструктуры.

В пространственном блоке говорится о разработке схемы размещения не менее трех объектов базирования и обслуживания маломерного флота и сопутствующей инфраструктуры в Петербурге до 2030 года на земельных участках, находящихся в собственности Петербурга. Речь идет о схеме расположения новых яхт-клубов или марин на территории города.

Третий блок, самый важный, касается разработки финансовой модели, которая была бы интересна и городу, и инвесторам, потому что у города на восстановление разрушенной инфраструктуры яхтинга денег нет. Аналитики Академии должны подсчитать капитальные и операционные затраты на строительство новых яхт-клубов, составить список потенциальных инвесторов и провести с ними встречи. Концепция должна быть инвестиционно-привлекательной.

share
print