Истории

Два с половиной века Китайского дворца — путешествие между мирами

Два с половиной века Китайскому дворцу в Ораниенбауме — любимой игрушке Екатерины Второй и нынешнему хрупкому символу подлинности и живому памятнику научной реставрации. Праздник дворца — когда открыты еще три отреставрированных помещения, когда на дорожках старинного парка прогуливаются юные актрисы в костюмах придворных дам XVIII столетия, когда генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая сидит на садовой скамейке вместе с профессором Татьяной Черниговской и показывает ей старый семейный альбом, где на фото пятилетняя Леночка у Китайского дворца — такие вот повороты судьбы.

К 250-летию Китайского дворца из семнадцати интерьеров отреставрированы и доступны для экскурсантов десять. Три открытых к юбилею — Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет Павла, называемый еще «Кабинетиком» — за миниатюрные размеры — как всегда, принесли реставраторам и научным сотрудникам открытия в процессе работы. Но есть еще одна важная история, которую хорошо бы знать всем, кто приезжает сюда посмотреть дворец: когда Ринальди создавал его — ныне единственный в России памятник рококо, никто особенно и не вдавался, на каких грунтах выстроят изящную игрушку императрицы и сколько веков предстоит строению прожить и через что пройти.

IMG_20180705_150254

Дворец создавали как летний — не для жительства, для увеселений и услады взора. У него нет подвала, он стоит фактически на земле — между грунтом и полом небольшой подпол, а в земле — подземные воды, которые дворец впитывал все века. И чтобы только приступить непосредственно к реставрации нужно два года подготовительных работ, чтобы изменить температурно-влажностный режим в помещениях, где будут реставрировать. Дерево впитывает влагу как губка — влажность в этих небольших залах доходила до 90 процентов. Надо было довести ее до 60 процентов, потом только приступать к общестроительным работам, а через год — собственно к реставрационным.

IMG_20180705_134215

Директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая и профессор СПБГУ Татьяна Черниговская

IMG_20180705_134138

Лене Кальницкой 5 лет, Китайский дворец.

Теперь можно любоваться редчайшими, созданными в мастерской мадам де Шаль в 1762−64 годах соломенными панно в Штофной опочивальне, росписями в стиле шинуазри и резными деревянными панелями и старинной мебелью в Будуаре, подлинными китайскими мраморными панно в золоченых рамах, которым больше трех веков — в Кабинетике Павла. Открытием для реставраторов стало то, что Будуар и Кабинетик при Екатерине II был соединен дверью. Во время реконструкции век спустя дверь демонтировали и включили в часть отделки стены, но на двери сохранилась живописная отделка, повторяющая изображения на стенах Кабинетика, приписываемых Серфино Бароцци.

IMG_20180705_143102

Двери установили в Кабинетике, а деревянные панели Будуара хранитель Китайского дворца Татьяна Сясина приоткрыла — обнажилась кирпичная стена, закрывшая два века назад дверной проем. Двери между мирами иногда приоткрываются — в сказках фэнтези, а в жизни это доступно реставраторам.

IMG_20180705_143439

Китайский дворец, как и весь Ораниенбаум — подлинный. Он во время Великой Отечественной не был оккупирован — Ораниенбаумский пятачок не сдался. Именно здесь — открытый после реставрации три недели назад дворец Петра Третьего, Большой Меншиковский дворец с его уникальной церковью, работы в ней закончат к концу года, Катальная горка, где в цокольном этаже задумано создать вторую очередь музея «Государевы потехи», Павильон Каменное зало, Китайская кухня, Оперный дом — подлинные памятники.

IMG_20180705_131856

В Китайском дворце — как подарок каждый шаг по паркетам рисунка Ринальди — по тонким цветам и завиткам из двадцати пород дерева — в технике маркетри и интарсия. Такого больше нет нигде в России.

IMG_20180705_141150

Полумрак и мерцание Стеклярусного кабинета, лаковые панно шинуазри, живопись рококо — легкая и радостная. Полностью все интерьеры Китайского дворца отреставрируют к 2023 году.

share
print