Истории

Иммерсивный «ПроТоАрт»

В Манеже 21 и 22 июля пройдет «ПроТоАрт» — мероприятие со свободным входом и, как утверждают организаторы, новым форматом, включающим в себя актуальные направления современного искусства: театр, танец, перфоманс, живопись, материальные объекты, инсталляции, видео арт, кино, музыку, философию. Формат новый, потому что на «ПроТоАрте» можно не только наблюдать за современным искусством, прогуливаясь по Манежу, но, при желании, принять участие в любом художественном действии, став соавторами произведений наряду с известными художниками. Накануне этого иммерсивного фестиваля мы пообщались с автором идеи, организатором «ПроТоАрта» Алексеем Плюсниным.

Многие из инсталляций, перфомансов и проектов будут интерактивными, а задача, которую ставят авторы «ПроТоАрта», — это вовлечение зрителей в творческие процессы. Пространство Манежа будет трансформировано в город будущего, созданный по мотивам творчества Мондриана. Благодаря видеопроекциям многие из произведений Мондриана оживут. Гости Манежа, прогуливаясь по этому городу, станут невольными соучастниками масштабного перфоманса, в котором задействовано более ста профессиональных музыкантов, артистов, художников, танцоров.

— Почему именно «ПроТоАрт»? Откуда появилось такое название для фестиваля? Как родилась идея фестиваля?

— Идея «ПроТоАрта» родилась в результате многолетних бесед между мной и Дмитрием Каховским, моим другом и соратником, выдающимся питерским музыкантом. Само название отражает вопрос, к которому мы в этих беседах постоянно возвращались; что есть искусство, откуда оно взялось, какая из потребностей человека побуждает его к такой нематериальной, часто нелогичной деятельности. Наш «ПроТоАрт» — это попытка ответить на эти вопросы.

— В прошлом году импровизация, в этом — композиция. Почему такой выбор и что будет дальше?

— Импровизация, композиция — всё это принципы и категории, методы искусства. Исследуя генезис и происхождение самого искусства, мы, естественно, изучаем и их с целью лучше понять основные вопросы. Как в случае мифа об открытии Ньютоном закона тяготения он наблюдал за падением яблока с яблони. Соответственно, следующим предметом изучения «ПроТоАртом» может стать коллаборация или провокация или революция или эволюция. Всё, что может помочь нам понять что же есть искусство, и что оно есть в жизни человека может стать предметом пристального изучения.

— Концептуально чем принципиально «ПроТоАрт» отличается от многих других фестивалей, которые проходят в РФ?

— Собственно, «ПроТоАрт» не совсем фестиваль. Это, скорее, спектакль, перфоманс, действо, мистерия. Думаю у такого типа мероприятий нет названия в силу их новизны. «ПроТоАрт» просто ещё не получил названия, как новый жанр.

— При беглом прочтении информации создается впечатление, что фестиваль посвящен перформативным жанрам и в основном нематериальным видам искусства. Или это не совсем так?

— В силу того, что «ПроТоАрт», скорее, действо, нежели выставка достижений отдельных участников, в нём действительно доминируют перформативные элементы.

— Откуда такой интерес к авангарду, экспериментальным жанрам?

— «ПроТоАрт» — эксперимент, исследование. Поэтому ему максимально близки жанры искусства, в которых эти элементы наиболее представлены. Но это вовсе не значит, что мы намеренно выбираем авангард и экспериментальные жанры. Мы используем всё, что поможет нам максимально реализовать наши идеи, будь то авангард или древний фольклор, классическое искусство или самые новейшие тенденции.

— Концептуальное искусство может понять и принять далеко не каждый зритель. Вы не хотели бы приглашать на фестиваль модных художников и артистов?

— Как я уже сказал, мы используем всё, что нам необходимо для достижения цели. Если для этого потребуется участие поп-звёзд мы сделаем всё, чтобы они участвовали. В своём персональном творчестве я пользуюсь методом, который сам для себя называю «принципом художественной необходимости». В каком-то смысле этот принцип родственен тому, как Микеланджело говорил о принципе высекания скульптуры из куска мрамора. По его мнению, в этом куске уже заключена скульптура, и художник должен только убрать всё лишнее. При этом я совмещаю этот принцип с принципом минимализма, то есть стараюсь обходиться минимумом только самых необходимых средств.

— Каким принципом вы руководствуетесь при подборе кураторов направлений? Участников фестиваля?

— Большинство кураторов — это люди, с которыми мы работаем уже много лет в самых разных проектах. Мы хорошо знаем, как и что мы можем от них ожидать. Это необычайно важно для слаженной и продуктивной работы коллектива. Но мы всегда открыты для новых идей и для новых людей.

— Для какой публики вы делаете фестиваль? Кого ожидаете увидеть в Манеже 21 и 22 июля?

— Нам видится, что наша публика самого широкого спектра. Вопросы, которые мы затрагиваем и то, как мы их решаем, предполагают вызвать интерес практически у любого человека, любой подготовки, любой национальности без ограничений. Неслучайно постоянными участниками «ПроТоАрта» являются студенты центра абилитации людей с особенностями развития «Антон тут рядом». Мы заинтересованы не в создании границ, а в их исчезновении.

— Что ожидает людей, которые придут на фестиваль? Что заявлено в программе фестиваля? Расскажите о программе, о приглашенных артистах, музыкантах.

— Как и в прошлом году, «ПроТоАрт» представит проекты практически во всех жанрах искусства; музыка, перфоманс, театр, кино, изобразительное искусство, скульптура, танец и прочие пластические жанры, литература, архитектура. В частности, архитектура воплощена в застройке пространства ЦВЗ «Манеж». Если в прошлом году это был космический корабль, то в этом году это будет город будущего, на площадях и в домах которого развернутся самые различные действа и экспозиции.

— Почему зрителям обязательно нужно попасть на «ПроТоАрт»?

— Мы заинтересованы не столько в посещаемости нашего мероприятия, сколько в участии зрителя в самом процессе. Многие из проектов, которые мы представим в этом году, будут интерактивны. Зритель получит возможность самому создавать музыку, играть в спектаклях, участвовать в пластических перфомансах. Большая часть отведена детскому творчеству и его развитию. Ну и, наконец, это просто необычайно красочное и динамичное действо, способное увлечь любого человека, от профессионала до полного дилетанта.

— Есть ли фестивали, на которые вы ровняетесь при организации «ПроТоАрта»? Может быть, какие-то события, которые навели на мыль, что такой именно фестиваль нужен в Петербурге?

— Мы стараемся использовать накопленный человечеством опыт максимально широко. Мы внимательно следим за тем, что происходит в современном искусстве. В силу того, что члены оргкомитета сами являются активными деятелями различных видов искусства, мы полностью «в теме». И при этом стараемся создать нечто своё, новое и непохожее на уже существующие образцы. Хочу ещё раз отметить, что сама новизна не является нашей целью, но лишь следствием.

— «ПроТоАрту» есть куда расти? Какие цели вы себе ставите в рамках этого фестиваля в будущем?

— Если честно, то я лично не заглядываю далеко вперёд. Я стараюсь работать здесь и сейчас.

share
print