Истории

Петербургскому реставратору исполнилось 90 лет

Петербургскому реставратору Владимиру Николаеву сегодня, 19 марта, исполняется 90 лет.

Вернувшись в Ленинград в 1943 году, еще до полного снятия блокады, он поступил в Архитектурно-художественное ремесленное училище. «Я вернулся в Ленинград 9 ноября 1943 года. Несмотря на то, что ещё шла война и город оставался в блокаде, возвратиться мне очень хотелось, и мы, мальчишки, сюда рвались. Однажды, в эвакуации, директор детского дома сказала 15-летним воспитанникам, что желающие получить профессию могут записаться и ждать вызова. В это время в Ленинграде начинали организовывать ремесленные училища. Некоторых мастеров отзывали даже с фронта. По приезде комиссия распределяла нас по специальностям. Директор Архитектурно-художественного ремесленного училища прямо спросил: «Хочешь город восстанавливать?» Я, конечно, ответил: «Хочу!», — вспоминал реставратор.

Среди объектов, на которых Владимиру Николаеву довелось работать: Адмиралтейство, Андреевский собор, Таврический и Юсуповский дворцы, особняк Половцова, Дом офицеров, Музей Суворова, Мариинский театр, Мариинский дворец, особняк Матильды Кшесинской, Павловский дворец, Ферма в Гатчине и другие памятники архитектуры Ленинграда-Петербурга и его пригородов. Николаев работал и в Рундальском дворце в Латвии — реставрировал плафоны Картинной галереи и Золотого зала. Были также работы в Успенском соборе в Тихвине, в Круглой башне в Выборге, в Рождественской церкви деревни Гимрека.
Интересную страницу его творческой биографии представляют зарубежные командировки: в Югославию, Францию, Германию. В Германии он реставрировал картины немецких художников и обучал местных специалистов.

рестр


«У каждого мастера есть свои любимые истории. Владимир Сергеевич вспоминает, как в Риме довелось реставрировать доску от настоящей древней колесницы. Изъеденная жучком, она напоминала губку. Ему удалось очистить и укрепить древний материал, а затем раскрыть оригинальную роспись, — рассказали в КГИОП. — В петербургском дворце Безбородко, в Овальной комнате, на плафоне верхнего перекрытия, под записями он обнаружил роспись конца XVIII века с изображением фигуры крылатой Славы, а также живописный фриз на тему состязания Аполлона и Марсия — редчайшие образцы декоративной живописи в частном доме того времени. Эту работу мастер считает одной из интереснейших в своей практике.


За высокое профессиональное мастерство и добросовестный труд Владимир Николаев неоднократно награждался почетными грамотами и государственными наградами. Он удостоен нагрудного знака «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» I степени и Золотой медали Союза художников России «Духовность, Традиции, Мастерство».
И сегодня к нему обращаются за консультациями и советами — его знания и опыт по-прежнему востребованы».

share
print