Истории

Нити, кружева и стекла

Кружево и стекло объединяет нить — кружево из нее состоит, а в стекло — во все эти изысканные узкогорлые сосуды для вина и ароматной воды, вазы, солонки и стопки -ее вплетали мастера как деталь утонченного декора. В Синей спальне Эрмитажа — одном из самых таинственных помещений дворца — открылась выставка «Фантазия в нитях. Кружево и стекло Западной Европы XVI—XIX вв.еков», когда в одной экспозиции соединились хрупкость и тонкость стекла, с тонкостью и силой льняной нити, стекло и кружева, созданные в Европе в разные века и в разных странах.

Все построено на перекличке, узнавании — мотивов прихотливого орнамента, игре света и тени. Стеклодувы и мастера кружевоплетения могли заимствовать всю красоту и хитросплетение узоров из сборников орнаментов, появившихся в Европе с XVI века. Италия, Франция, Испания и, конечно же, Фландрия с ее льняным кружевом. Помните, в «Капитанах» Николая Гумилева — про розоватые брабантские кружевные манжеты, с которых сыпется золото, когда разгневанный капитан «из-за пояса рвет пистолет». На полях Брабанта выращивали лен, а потом выделывали его в специальных сырых помещениях, чтобы нить была влажная. Только так можно было получить эту тончайшую льняную нитку, которая годилась для роскошных фламандских кружев. Кружева еще назывались «Бенш» — по имени города в Валлонии, они отличались особой густотой орнамента и получались почти невесомыми. На выставке их поместили рядом с венецианским стеклом, тем самым, знаменитым — с «молочной нитью». Кружева и такое стекло всегда считались предметами роскоши, причем кружева дороже, кружева — это было целое состояние, и франт в кружевах — это примерно как сейчас человек с очень дорогой машиной. Недаром во времена Людовиков — XIII и XIV издавались «эдикты против роскоши»: нельзя было вырядиться в кружево, чтобы выглядеть богаче короля. Кружева из Фландрии были предметом импорта, зависти и даже экономических войн. В Англии одно время решили, что нечего подрывать местную экономику, завозя фламандские кружева. Надо заняться импортозамещением. А кружева заграничные — запретить, и все дела. Но купцы придумали выход, они стали обманывать, тайно завозя кружева, но называя их «англетер» — английские. Мол, мы что, мы ничего, купили у местных производителей. От этой смешной авантюры осталось лишь название — «кружева англетер».

Заведующая сектором декоративно-прикладного искусства отдела западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа Татьяна Никодимовна Косоурова кружева хранит больше десяти лет. В эрмитажной коллекции сохраняются кружева собственно коллекционные, купленные богатыми владельцами как произведения искусства, и те, которые носили петербургские аристократки высшего света, на этих кружевах можно даже разглядеть желтые пятнышки от духов, хотя сами ароматы уже выветрились.

Выставка «Фантазии в нитях» продлится до конца августа, а потом хрупкое стекло и бесценное кружево снова спрячутся в фондах музея. Кружево очень боится пыли, яркого света и воздуха, поэтому его уложат в специальные папки, переложив плотными слоями бумаги и запрут чудесные нити в темных шкафах.

  • 2018-02-19 15-42-12
  • 2018-02-19 15-20-09 (1)
  • 2018-02-19 15-07-23
  • 2018-02-19 15-35-08
  • 2018-02-19 15-20-28

share
print