Истории

Пушкин — наше все digital

В февральский полдень — цветы у памятника Пушкину в Лицейском садике в Царском Селе. А потом — давняя традиция города — на Мойке, 12, памятное собрание и минута молчания в 14:45, когда 181 год назад Пушкин умер и в его доме остановили часы.

Сегодня — традиционно уже много лет с тех пор, как Мойка, 12, стала музеем — с утра и до вечера вход в мемориальную квартиру и на литературную экспозицию свободный. И этот день посетители идут по мемориальной квартире тем же путем, каким шли современники поэта, которые после его смерти пришли проститься с ним.

DSC_0493 (1) (2)

Пушкина должны были отпевать в Исаакиевском соборе, но разрешения власти не дали. В Пушкинском Доме хранится приглашение от имени Наталии Николаевны: «Наталия Николаевна Пушкина, с душевным прискорбием извещая о кончине супруга ея, Камер-Юнкера Александра Сергеевича Пушкина, последовавшей в 29 день сего Января, покорнейше просит пожаловать к отпеванию тела его в Исаакиевский Собор, состоящий в Адмиралтействе, 1-го числа Февраля в 11 часов до полудня». Пушкина отпевали в церкви Спаса Нерукотворного Образа — храме Конюшенного ведомства. Через сутки в ночь Александр Тургенев отправился вместе с телом Пушкина в Святогорский монастырь, где поэт в 1936 году купил себе место у материнской могилы…

пушкина

В Пушкинском Доме — Институте истории русской литературы РАН — в уставе записано и с 1905 года исполнялось, что сотрудники Пушкинского Дома накануне Дня памяти Пушкина должны собраться и отчитаться, что сделали они за прошедший год. Накануне 10 февраля 2018 года традиция тоже соблюли. Сотрудники отчитались. Они говорили о Пушкине и цифровой эпохе, представив проект. Пока еще в академическом стандарте электронной публикации — «Маленькие трагедии» Пушкина. Но это уже необъятный, глубокий мир, охватывающий пушкинский текст, варианты, оцифрованные и снабженные специальной расшифровкой рукописи, прижизненные издания, библиография, аудио-видео материалы, иллюстрации. Он открыт для всех. Для четырех «Маленьких трагедий» — около пяти тысяч внешних ссылок. Гипертекст.

«Академическая филология все больше замыкается на себя саму, но это тупиковый путь, академические издания стали выходить смехотворными тиражами, круг их читателей почти такой же, как и круг создателей, — рассказала доктор филологических наук, заведующая отделом Пушкиноведения ИРЛИ РАН Мария Виролайнен. — Благородный путь к изменению ситуации — это просветительство и поле современных цифровых технологий, мы решаем в этом проекте две задачи, казалось бы, взаимоисключающие — обогатить том академического издания массивом, интересным профессионалам и дать сведения, которые будут интересны и самому обычному читателю».

Ученые, музейщики, педагоги-словесники обсуждали «цифрового Пушкина» не только в Пушкинском Доме — шла трансляция в YouTube, причем количество зрителей росло и быстро достигло трехзначной цифры. Сидящие в зале достали гаджеты — сайт работал, все открывалось. Директор Пушкинского Дома Валентин Головин признался, что еще в классе десятом мечтал, чтобы Пушкина можно было бы читать именно так. Писатель Андрей Столяров сайтом восхитился, но сказал, что «пользоваться не будет», да и народу это не надо, народу бы попроще: тридцать стихотворений, немного доступных комментариев.

«Спасибо за мнение, коллега», — вежливо прокомментировал Головин.

Директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова наоборот, уверена, что такие проекты — это преодоление разрыва академической науки и простого читателя, а также читателя молодого, важнейший этап культурной жизни: «Мы должны быть ориентированы на двадцатилетних, иначе будущего нет, и при этом нам важно не упростить материал, а сохранить — вот как здесь — поразительную объемность, переживание живого текста».

В Москве сейчас создается «Толстой Дигитал», а европейцы тоже отправляют в виртуальный многослойный, нескончаемый мир тексты Шекспира, Гете, Стендаля.

share
print