Добужинский — символ Вильнюса и Петербурга

Добужинский — символ Вильнюса и Петербурга

8 февраля 2018 14:54
Галина Артеменко

В Шереметевском дворце — Музее музыки к столетию восстановления Литовской государственности открылась выставка «Литва Мстислава Добужинского», на которую привезли свои экспонаты четыре литовских музея — Художественный музей Литвы, Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Музей театра, музыки и кино Литвы, а также Литовская национальная библиотека имени Мартинаса Мажвидаса, Фонд Александра Васильева в Литве, предоставили раритеты и литовские коллекционеры.

«Добужинский — символ Вильнюса и Петербурга, оставивший нам эти уютные закутки и дворики великих городов, — сказал на открытии выставки Дайнюс Нумгаудис, генеральный консул Литовской республики в Петербурге. — Кажется, что мы чувствуем запахи из открытых форточек. Эта выставка приехала в город славы и процветания Добужинского из земли его предков. Добужинский олицетворяет труднейший путь многих творческих людей двадцатого века».

Вильнюс и Каунас, Клайпеда, Укмярге, Мариямполе, Алитус, Пренай, Седа, Шакенай, Альседжяй… Улочки, дворики, рынки, старые стены. Действительно, вот они — распахнутые форточки. Синагоги, церкви и костелы, знаменитые литовские кресты. Имения, старые ворота, крыши городков и небо над ними.

«В Вильне старина как бы обнимала меня, и я жил среди разных преданий, связанных с городом… Впитывая в себя все разнообразные впечатления старины и любуясь ею, я незаметно для самого себя как бы учился архитектуре и стилям. Большинство грациозных и изящных виленских костелов было построено в XVIII в., и дух этого века мне было дано впервые узнать именно тут. И не только это. В Вильне накопились наслоения нескольких эпох: была и готика, и грузное барокко, и классика. Я стал замечать величие архитектурных пропорций, очарование пустых плоскостей и, главное, я начинал чувствовать поэзию архитектуры», — писал художник.

Литва стала для Добужинского и детскими воспоминаниями и местом спасения: в 1924 году при содействии Юргиса Балтрушайтиса Добужинский покидает Россию навсегда. Вот на выставке первым экспонатом — его заграничный паспорт…

Знаменитый мирискусник живет в Литве до конца тридцатых. Он много работает для театра, становится ведущим художником литовского Государственного театра в Каунасе. На выставке в Шереметевском — эскизы декораций, костюмов к самым разным постановкам мировой классики, русской. «Эмигранты смахивали слезу в театре», — сказал на открытии выставки консул Нумгаудис. Да, наверное, и откровенно плакали, когда видел такой знакомый, но недостижимый пейзаж, когда стоишь у Эрмитажа у набережной Зимней канавки и смотришь прямо на тот берег Невы, на золотую иглу крепости. Чайковский, «Пиковая дама». Навсегда потерянный Петербург.

доб3

«Я была знакома с сыном Добужинского, и у него много было работ и о Литве, и он мечтал, чтобы они вернулись в Литву. — рассказала на открытии выставки Нататлья Метелица, директор Театрального музея — Музея музыки. А неделю назад мы получили в дар от Натальи Лобановой-Ростовской портрет Мстислава Добужинского работы Александра Бенуа, акварель, где Добужинский на берегу Женевского озера. В конце 30-х годов минувшего века. Наша дарительница не знала о том, что в Шереметевском дворце открывается выставка „Литва Мстислава Добужинского“, мы хотели портрет показать на вернисаже, но подумали, что покажем через неделю — это станет еще одним событием».

…Еще в 1908 году Добужинский в Петербурге предвкушал встречу с Микалоюсом Константинасом Чюрлёнисом: «Перед приездом Чюрлёниса в Петербург я получил из Вильнюса известие, что там появился художник, изображающий красками музыкальные темы. В особенности заинтриговало меня то, что он, как говорили, изображал какую-то фантастическую Литву. Я каждый год приезжал в Вильну и знал о зарождавшемся движении литовской интеллигенции. Тем не менее „лик“ Литвы оставался для меня загадочным и поэтичным, скрытым в густом тумане, и в появлении Чюрлениса я надеялся увидеть какой-то просвет». Добужинский принял гостя из Литвы столь сердечно, что застенчивый по природе Чюрлёнис вскоре почувствовал себя у него как дома. Добужинский познакомил литовского художника и композитора со своими соратниками-мирискусниками, хлопотал об устройстве экспозиции 125 его картин в рамках коллективной выставки «Салон», первым сообщил в Литву о надвигающемся душевном расстройстве своего друга.

10 февраля в 13 часов в рамках выставки Освальдас Даугялис, директор Национального художественного музея имени М. К. Чюрлёниса прочтет лекцию «Мстислав Добужинский, Микалоюс Константинас Чюрлёнис и Национальный художественный музей им. М. К. Чюрлёниса в Каунасе».



По теме