Истории

В БДТ привезли Истину

«La Verita» («Истина») будет идти на основной сцене БДТ им. Товстоногова с 13 по 21 января впервые в России, хотя этот спектакль, созданный швейцарским режиссером, актером, клоуном и писателем Даниэле Финци Паской и впервые показанный в январе 2013 года, выдержал уже 370 показов в 56 странах мира.

Сам Даниэле в России гость частый, Россию любит. И россиянам он известен. Театральной публике — москвичам и петербуржцам — по участию в Чеховском фестивале, по моноспектаклю «Икар», по постановке «Аиды» и «Реквиема» Верди в Мариинском, спектакль «Белое на белом» показали на тюзовском фестивале «Радуга», а не театральной — по постановке церемонии закрытия Олимпиады в Сочи и открытия там Паралимпийских игр в 2014 году.

Даниэле отмечает свой день рождения — 54 года — вчера в Петербурге, городе, в котором побывал впервые 24 года назад, которым давно очарован и в котором хочет «до сих пор открывать новые места и теряться здесь».

Худрук БДТ Андрей Могучий преподносит ему цветы прямо на пресс-конференции, предваряющей начало показов в Петербурге «La Verita». Могучий объясняет, почему его взгляды на театр и взгляды Даниэле близки: в 2015 году на очередном Петербургском культурном форуме спорили о месте современного театра в мире, о том, что театр должен или не должен «взрывать и провоцировать». Даниэле рассказал историю о том, как 20 лет назад отправился в Африку, чтобы создать спектакль для детей, потерявших родителей во время одной из локальных и многочисленных африканских войн. Даниэле рассказал об этом и добавил, что театр должен лечить и реанимировать, цель его — терапевтическая, прежде всего. «БДТ придерживается похожей позиции», — отметил Андрей Могучий.

Безымянный

«La Verita» родилась из возвращенного к жизни занавеса, созданного Сальвадором Дали к балету в постановке русского хореографа Леонида Мясина «Безумный Тристан». Дали написал либретто, расписал декорации, занавес, костюмы придумал. Премьера состоялась 15 декабря 1944 года в Нью-Йорке. Вообще история несчастных влюбленных занимала Дали давно — еще в 1938−39 годах он создал картину «Безумный Тристан», ставшую предтечей и либретто, и декораций, и занавеса. И хранится она, кстати, в Санкт-Петербурге — но не у нас, а во Флориде, в Музее Сальвадора Дали. Но вернемся к занавесу — он полвека пролежал на складе декораций, был обнаружен в 2009-м, его отреставрировали и лет семь назад, как раз в канун Рождества предложили Компании Финци Паска.

«Постановка Даниэле Финци Паска объединяет театр и цирк, музыку и танец. «"La Verità" — это акробатическая поэма: в сменяющих друг друга сюрреалистических картинах 11 артистов представляют историю о любви и истине», — сообщается в анонсе спектакля. Сам Даниэле говорит о вечном поиске Истины, о том, что на сцене невозможны «настоящие мертвые», на сцене нельзя умереть всерьез, потому что настоящая смерть и настоящая кровь на сцене будут неправдой. Сценическая реальность состоит из снов, а, возможно, не только сценическая. Как достичь того, чтобы зритель поверил? Этот вопрос, поставленный еще Станиславским, волнует Даниэле постоянно.

И еще, Даниэле — убежденный пацифист. Даже по молодости в швейцарской тюрьме отсидел за отказ служить в армии. Правда, тюрьма в Швейцарии оказалась таким местом, где молодой человек мог спокойно подумать.

«Хороший опыт, — вспоминает Даниэле. —  Появилось время задать себе вопросы, подумать о справедливости и несправедливости».

Еще тогда Паска задумал «Икара» — моноспектакль, который он показывал и в Москве, рассказывал там журналистам, что прелесть клоуна — говорить о серьезном с глупым лицом, о том, что клоун хочет, чтобы все смеялись, но чтобы смех этот был сквозь слезы.

Андрей Могучий в день рождения Даниэле говорил о грядущем 100-летии БДТ, о том, что у его начала стояли Блок и мирискусники и что было бы прекрасно, если бы церемонию, посвященную 100-летию БДТ, придумал Даниэле Финци Паска.

share
print