Истории

«Будешь жаловаться — детей отберем»

Так пригрозили одной многодетной мамочке в органах опеки. Она смогла признаться в том, что на нее давили, лишь спустя полгода, переехав в другой район. «Не нравится, что очередь в садик медленно идет — да вообще вам садика не видать», — и это слышат родители, посмевшие жаловаться на произвол Уполномоченному по правам ребенка.

К Уполномоченному по правам ребенка в Петербурге Светлане Агапитовой поступают самые разные жалобы от родителей, сотрудники аппарата выезжают разбираться. И потом нередко выясняется: на решившихся пожаловаться после визита специалистов Агапитовой начинают давить те, на кого, собственно, жаловались люди.

Недавно была история, когда несовершеннолетние студенты одного из колледжей пожаловались Агапитовой на бытовые условия в общежитии, на питание. Специалисты выехали, разбирались, жалобы подтвердились. Спустя какое-то время студенты написали вновь о том, что в общежитии стало еще хуже, а жалобщиков прессуют, собрали всех, накричали, посоветовали «рот не открывать». После этого письма специалисты Уполномоченного вновь выехали на место и собрали стороны, чтобы те, встретившись лицом к лицу, при посредниках все же смогли услышать друг друга. Студенты пока не написали, что было потом, когда проверяющие уехали.

«В целом же письменные жалобы на то, что после первого обращения к нам люди подвергаются определенному давлению, не поступают, — рассказала Светлана Агапитова. — Люди боятся, но все равно о таких случаях мы, как правило, узнаем».

Написав жалобу, человек понимает, что он остается один на один с системой, которая будет на него давить. И далеко не у всех хватает сил и нервов, чтобы действовать до конца.

Два с половиной года тянется дикая история. В одной из петербургских школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата училась девочка, она на коляске, учится по обычной программе. Когда ей надо в туалет, то она способна об этом сказать, поэтому памперсы ей не надевали. Правда, в школе администрация предлагала маме перевести девочку на домашнее обучение, а не на пятидневку, ссылаясь на то, что ребенку тяжело, но мама считала, что девочке лучше учиться вместе с ребятами, а не сидеть дома. Но однажды случилась неприятность, вовремя девочку в туалет не вывезли.

После этого ее, уже в памперсе, но в одной рубашке, провезли из туалета через школьные пространства обратно в класс, где были другие ученики. Девочке, между прочим, тогда было 15 лет! Ее мама, конечно, стала писать жалобы, в том числе и в прокуратуру. Но директор школы написал жалобу в ответ — уже на маму, чтобы ту привлекли к ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Писал в полицию, чтобы возбудили уголовное дело за хулиганство — видимо, мама, приехав в школу и увидев дочку в памперсе и в рубашке, не сдержалась в выражениях. История эта тянется, как мы уже писали выше, два с половиной года. Девочка в школе до сих пор учится, ездит в школу без памперсов, потому что новый классный руководитель следит за ситуацией, но в классе есть еще несколько ребят на колясках, их родителям в ультимативной форме сказали — памперсы и все. На маму девочки завели административное дело — директор не успокаивается. «Меня гнобят за то, что я пожаловалась», — написала мама в письме к Агапитовой.

В аппарате Уполномоченного по правам ребенка провели специальное совещание, решали — что делать, как помочь родителям, которые, пожаловавшись на государственные структуры, потом становятся объектами давления. Решили памятку написать, на сайт повесить, призвать граждан не бояться отстаивать свои права, но в корректной форме, ведь «чиновник тоже человек».

Напомним, в 1996 году приняли новый Уголовный кодекс РФ, исключив статью, грозившую наказанием за преследование граждан за критику. А граждане боятся. Не на улицу выходить — протестовать, а жалобу написать на чиновника. Потому что обратка прилетит.

share
print