Ученые Пулковской обсерватории помогли раскрыть тайну мощной вспышки блазара

Международная группа астрофизиков раскрыла тайну мощной вспышки блазара CTA 102, зафиксированной в 2016 года. Ученые обнаружили, что амплитуда и продолжительность таких вспышек зависит не только от физических параметров излучающей области, но и в первую очередь от геометрических характеристик струи плазмы, которая вырывается из центра блазара, где находится сверхмассивная черная дыра. В исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Nature, участвовали астрофизики СПбГУ, ученые Пулковской и Крымской обсерваторий.

Блазары — одни из самых высокоэнергетических объектов во Вселенной, активные ядра галактик.

Особый интерес для ученых представляют кратковременные периоды в жизни блазара, когда наблюдаются такие вспышки излучения, при которых светимость объекта за несколько дней возрастает в сотни раз. Астрономы используют эти периоды как «увеличительное стекло», которое позволяет заглянуть в недоступные внутренние области джета, струи плазмы. Один из таких эпизодов в истории блазара CTA 102, который в 2016 году стал ярчайшим из тысяч известных блазаров, подробно проанализирован. В исследовании представлены результаты наблюдений, выполненных на 39 телескопах 28 обсерваторий 15 стран.

Международные наблюдательные проекты, которые используют все возможности наземных и космических телескопов, позволят выбрать между конкурирующими теоретическими моделями структуры и физики активных ядер галактик и, в частности, блазаров.

Напомним, в 2017 году РАН признало бесперспективность наблюдений Пулковской обсерватории.