Истории

Концерт-митинг «Проектъ 1917» состоится в Петербурге

В Доме композиторов вечером 23 ноября пройдет концерт-митинг — в послереволюционные годы такие вещи в Петрограде устраивались, а на сей раз к подобной форме воздействия искусства на массы решили прибегнуть устроители 29-го международного фестиваля «Звуковые пути».

Хорошо, что им для этой цели не требуется согласование Смольного, впрочем, сто лет назад никто согласования и не спрашивал — устраивали и все. Конечно, нынешний концерт-митинг посвящен столетию революционных событий. Будут звучать музыка, речёвки, стихи. Все, как тогда.

Придумали концерт британские и российские композиторы разных поколений: самому старшему из участников — Тимоти Солтеру — 75, самому младшему — Элине Вагиной — 23.

Исполнители впервые в России — это Лондонский экспериментальный ансамбль новой музыки The Hermes Experiment. Что же прозвучит? «Заблудившийся трамвай» Элины Вагиной соединяет текст одноименного стихотворения Николая Гумилева (в собственном переводе на английский) с цитатами из книги Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир» и отрывком библейского текста (Исход, 14 глава). Елена Иготти в качестве первоисточника для сочинения «Третий гимн Ленину» выбрала стихи шотландца Хью Макдиармида — сочувствующего коммунизму фигуранта «списка Оруэлла», яркой и спорной фигуры британской истории и культуры, сложившейся под влиянием идей русской революции 1917 года. Три гимна Ленину он писал в разные годы: в первых двух (1931 и 1932) Ленин предстает реальной фигурой мировой истории, воплотившей в жизнь мечты всего человечества и указавшей путь развития истории и культуры. В Третьем гимне, написанном в манере александрийского стиха, Ленин предстает уже мифологическим героем, даже божеством, олицетворяющим «живое сердце всего человечества».

А в сочинении Светланы Лавровой «Октябрь позади… Ленин в Горках» он — друг всех крестьян. Поселившись в Горках, в роскошном имении вдовы Саввы Морозова, он отдает часть земель под коллективное крестьянское хозяйство. Но вот вопрос: понравятся ли крестьянам колхозы?

Иное дело пролетариат, которому «нечего терять, кроме своих цепей». Именно этот фрагмент знаменитой фразы Маркса и Энгельса проходит рефреном в сочинении Тимоти Солтера «Кровавый прилив». Другим рефреном становятся строфы стихотворения американского поэта Эдвина Маркхема, написанного по картине Жана-Франсуа Милле, «Человек с мотыгой» (1898, «он склонился под тяжестью веков, а на спине его — бремя мира»). Для Деборы Притчард источником вдохновения часто становится изобразительное искусство, и для проекта она написала Этюды Кандинского. «Пачка ордеров» Джоэла Раста написана на текст русского революционера, писателя, пионера в области научной организации труда Алексея Гастева, свято верившего в дело большевиков, отсидевшего в царских тюрьмах и расстрелянного советской властью в 1939 году. У сочинения Джетро Кука «Первый весенний концерт Вселенского футуризма» — два поэта эгофутуриста — Иван Игнатьев и Василиск Гнедов. В своей газете «Петербургский глашатай» Игнатьев анонсировал в парке Гатчинского Охотничьего дворца Павла I, «на Эстраде у мраморных урн, в прелюде Мае 1912 г. Первый весенний концерт Вселенского футуризма. … Начало точно в полночь. В парке лиловая иллюминация. Эоло-колокольчики. Незримые окарины и свирели». Игнатьев издал и написал предисловие к циклу 15-ти поэм Василиска Гнедова «Смерть искусству»: продолжительность каждой из поэм — не более одной строки, две поэмы состоят лишь из одной буквы, а последняя — «Поэма конца» — представляет собой чистый лист. Игнатьев в 1914-м покончил жизнь самоубийством. Гнедов, отсидев 20 лет в лагерях, прожил долгую жизнь и умер в 1978-м, не изменив идеалам юности. Чистый лист его «Поэмы конца» заполнила хроника событий 1917 года.

share
print