Истории

«Лахта центр» разрушает девственность неба

Петербург не должен превращаться в кладбище с законсервированным прошлым. Корреспондент «МР7» выяснил у художника Андрея Бартенева, как на психику горожан может повлиять скандальная башня «Газпрома» и почему от нее пользы больше, чем от автомата Калашникова, который установили в Москве.

Известный российский скульптор и экспериментатор, создатель провокационных, интерактивных инсталляций и перформансов  Андрей Бартенев уверен, искусство в городской среде может стать мощным оружием, влияющим как на настроение отдельного жителя, так и на атмосферу в городе в целом.

- В Петербурге появилась новая доминанта, эту башню уже окрестили разными словами. Что вы думаете, об этом объекте?

- Огромное спасибо Александру Невзорову за прекрасный пример с «Лахта центром», который он сравнил с фаллическим символом. Теперь башня и для меня видится, как нечто фаллообразной формы, разрушающее девственность неба над Петербургом.  И этот символ намного лучше, чем памятник Калашникову, который недавно установили в Москве. Я беседовал с друзьями, и мы пришли к выводу, что через несколько месяцев в Москве может увеличиться количество преступлений с использованием огнестрельного оружия. К чему я это рассказываю? К тому, что такие символы как здания, напоминающие фаллос в Петербурге или автомат Калашникова в центре Москвы, влияют на сознание людей. В лучшем случае в Петербурге они повысят рождаемость, а в Москве на человека со слабой психикой могут подействовать разрушительно. И когда наступит стрессовая ситуация, он может взяться за оружие.

- Города, должны развиваться. Насколько актуальна проблема эволюции  городской структуры у нас?

 – Вопрос эволюции всегда актуален. Изменения должны происходить,  Петербург не может быть городом, законсервированным в прошлом, с замкнутой устаревшей системой. И когда люди поймут, что они должны меняться и город должен меняться, тогда наступят изменения.  Но изменения должны быть качественными. Нельзя войти в Русский музей, нагородить здесь нечто из картона и сказать: «Это – революция или эволюция». Изменения должны соответствовать общему контексту городского ландшафта. Ведь скульптура в городской среде должна дарить нам надежду и желание жить дальше. 

- Но у нас не развивается скульптура в городской среде, а если и делаются шаги, то их явно мало.

- Это так. А ведь это очень важно. Ведь через городскую скульптуру у человека можно открыть масштабное видение всего. Он идет после работы, ничего ему в этой жизни не нужно, кроме как добраться до дома. И вдруг он видит красивый фонтан или скульптуру цветка. А умные люди уже возле этой инсталляции поставили карусели, лотки с сахарной ватой, кафе. И человек расслабился, все у него хорошо. Мы это видим в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Но почему же Петербург этого не делает? Тогда и жизнь у нас будет интереснее и веселее. Верное использование методов арт-оружия  приводит к неожиданному и очень позитивному результату. У человека возбуждается интерес к жизни, его пессимизм понижается. Это значит, что он становится тем человеком, с которым приятно жить рядом. Тогда у нас снимется вопрос агрессивности в городской среде.

- Чаще все новые скульптуры, появляющиеся в городах, привязаны к какой-то дате или ушедшему человеку. Как это влияет на настроение людей?

- Когда я гуляю по Москве, смотрю на новые памятники, то мне в голову приходят мысли о том, что люди которые отвечают за развитие стратегии в городской среде, все свое детство и отрочество провели в агентстве по продаже надгробий.

Потому что когда видишь очередное скульптурное сооружение с правильными вокруг дорожками, деревьями, высаженными в ряд, местом, куда можно цветочки возложить, то тебе как бы все понятно.  Потому что если вся городская структура будет украшена памятниками, поставленными кому-то, и не будет присутствовать никаких других смыслов в городском пространстве, то вырастет поколение, которое это будет принимать. Город не должен превращаться в кладбище, для этого и существует современное искусство. Нужно найти золотую середину, как сочетать культуру и будущее. Как дать место и мертвым, но оставить больше места и для живых.

- Превращение города в кладбище - это особенность  российских городов?

- Если мы говорим о больших городах, как Париж, Лондон, Нью-Йорк, Токио, то там существует баланс. И он еще предопределен тем, что в этих мегаполисах каждый сантиметр стоит больших денег. Там невозможно размазывать всю эту мемориальную часть на большие площади. В таких инфраструктурах, если и появляется памятник, то он должен быть эффектным,  должен конкурировать со всей рекламой, которая находится вокруг.

- Почему мы все время возвращаемся к прошлому? Сейчас, кроме памятников, у нас началось фактически массовое строительство церквей.

- Если делать все органично и все представлять в балансе, то почему нет.  Пусть открываются церкви, но тогда пусть открываются и формы разных современных музеев, появляются парки со скульптурами. Потому что зритель, он разнообразен. Мы не можем заставить всех толпой пойти в церковь. Одни не могут туда пойти потому, что они мусульмане, другие евреи. И мы должны учитывать их интересы, мы же демократическое государство. Поэтому давайте решать этот вопрос хотя бы в виде доступных и свободных форм изобразительного искусства. Пусть это будут какие-то арт детские площадки, пусть это будут абстрактные скульптуры, пусть это будут литературные и киногерои. Должны появляться знаки и персонажи, которые не носят исторически биографическую привязку к чему-то. Они просто должны возбуждать эмоции у зрителя.

- Но пока складывается ощущение, что мы возвращаемся в средневековье.

- От каждого человека зависит уникальность и удивительность его жизни. Не нужно на этом акцентироваться. Нужно перестроить свою жизнь в другое русло. Вот и все.

- Куда мы движемся?

- Мне бы хотелось верить, что к чему-то хорошему. Возможно, нам придется пережить еще одну крайность, пережить очередную прививку и все получится. Может, в этом и есть смысл.

share
print