Истории

«Вообще мы жили неплохо»

Межмузейная художественная выставка «70-Е. Со_при_частность» приурочена к 40-летию петербургского Центрального выставочного зала «Манеж», который открылся в 1977 году экспозицией ленинградских художников «Искусство принадлежит народу». С этим событием связан выбор темы выставки – ленинградское изобразительное искусство 1970-х.

Публика начала собираться в Манеже  примерно за час до открытия – художники, которым сорок лет назад было от двадцати до тридцати, красавицы 70-х, те, кто в 70-е был ребенком или даже еще не родился.

Официальное открытие подзадержалось. Ждали председателя Комитета по культуре Константина Сухенко, который, открывая выставку, поздравил «дорогих коллег».

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея, говорил о семидесятых: «Кто-то честно красил, кто-то – нечестно, конъюнктурщики были с одной и с другой стороны, а время – тяжелое, в Ленинграде было жестче, чем в Москве – не было западных дипломатов и журналистов и власть делала, что хотела». В тексте каталога  выставки Боровский предлагает воспользоваться методом шурфа – ведь шурф пробивают для наблюдения: «Выставка не идеологическая, не мифотворческая,  в определенной степени – культурно-антропологическая». Она о том, как жили, что творили «и великие, и малые, и обласканные режимом, и отвергнутые им, и талантливые, и заурядные – и справлялись со своими 70-ми, со своими временами, которые, как известно, не выбирают».

К выставке издан каталог – целая книга  тиражом в тысячу экземпляров. Помогли меценаты-бизнесмены Юрий и Дмитрий  Саулиди, которые, кроме успешного бизнеса, восстанавливают храмы и  также создали благотворительный проект «Свободные художники Петербурга». Половина тиража  каталога – 500 экземпляров - отправятся в музеи и художникам или их наследникам. Юрий Саулиди на открытии говорил о нынешней  России, «которая вернула себе все, что растеряла в 90-е годы (сам бизнесмен как раз в те годы создал семейную компанию «Терминал СВ», которая затем выросла в логистическую группу «Адмирал», Саулиди  уверенно входит  в «Рейтинг российских миллиардеров»). «Люди возвращаются в театры и кино, поэты начинают жечь глаголом сердца людей, все возрождается и восстанавливается», - описывал нынешнюю  российскую ситуацию меценат.

Выставка в Манеже – это сто пятьдесят имен – живописцы, графики, скульпторы, фотографы.  Иных уж нет, кто-то далече, а кто-то – вот он здесь, пожимает руку приятелю, обнимает даму, сорок лет назад сводившую с ума. Выставке ее молодые устроители дали удачное название «Со_при_частность» - она о том, что было общим и о том, что у каждого было лишь его собственным, его личным пространством и кругом. Реализм и нонконформизм существовали в одном городе, в одном временном промежутке. И теперь, с высоты прошедших лет, стали частью истории.

Нет смысла перечислять имена официальных мастеров и неформальных художников – приходите в Манеж, блуждайте там. Открывайте для себя это время или погружайтесь в воспоминания. И, пожалуй, лучше художника Анатолия Белкина о том времени никто не сказал: «Вообще мы жили неплохо. Друзей и подруг нам не из обкома назначали, мы их сами находили. Мы много писали и рисовали, говорили и пили всякую дрянь, представляя, что мы хемингуэевские персонажи из «Праздника, который всегда с тобой». И должен сказать, что иногда это выглядело органично! Только качество алкоголя было несоизмеримым. Девушки улыбались не хуже парижских, а у нас глаза блестели, словно у молодого Элюара или Эренбурга. Веселились как могли. Были молоды, бедны и способны не спать несколько ночей подряд. И даже представить было невозможно, что будем жить в совершенно другой стране, увидим другие города, другое искусство и других людей. Теперь я понимаю, что это не совсем уж уникальный опыт. Европейская и русская интеллигенция начала прошлого века может об этом рассказать больше и трагичней, чем наше поколение».

share
print