Истории

Новые крестьяне

Областные фермеры не знают, как продать петербуржцам мраморную говядину.

Петербуржцы Наталья и Олег Каминские торгуют яйцами и птицей. Почти год назад купили участок в деревне Медянка под Выборгом, построили дом. Раньше Олег занимался строительством, теперь проектирует и строит курятники для своего хозяйства, ощипывает птицу на продажу.

Сейчас вся семья вовлечена в дело. Жена Наталья организовала в соцсети группу, через которую продает продукты: «Проект преследует цель вкусно накормить хороших людей. Птичек держим для себя. Излишками делимся за небольшую плату».

На территории Ленобласти зарегистрировано более 1000 подобных сельскохозяйственных производств. С 2014 года объем продукции, произведенной современными крестьянами, увеличился в 2,5 раза. Эксперты не скрывают: это связано с введением продуктового эмбарго. Воодушевленные возможностью занять свое место в расчищенной бизнес-нише, люди бросились заниматься сельским хозяйством. Испытание выдержали не все, а те, кто остались, дальше торговли в соцсетях продвинуться не смогли.

Спрос на натуральные продукты есть. Петербуржцы приспособились к существованию в условиях кризиса, привыкли к новым ценам и начали обращать внимание на то, что едят.

С введением эмбарго, как показывают социологические опросы, качество продуктов в крупных сетевых магазинах ухудшилось.

Так считают 15 % россиян. Наибольшее количество негативных оценок собрала категория «сыры» — 27 %.

ШТУЧНЫЙ ТОВАР

«В 2014 году в Ассоциацию фермеров было очень много обращений. Сейчас все вернулось к тому, как было, — рассказывает Михаил Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Петербурга. — Новички, которые приходили к нам, это были, в основном, люди с  деньгами. Даже на “Феррари” приезжали. Они увидели новые возможности после введения продуктового эмбарго».

Очень скоро фермерский бум пошел на убыль. Легких денег здесь нет. Фермерские продукты, имеющие высокую стоимость, большинству россиян просто не по карману.

Фермерский продукт — это штучный товар, практически ручной труд с приставкой «эко». Цена выше, чем в сетевых магазинах. «Себестоимость фермерского продукта минимум на 30% дороже, — отмечает президент Ассоциации фермеров. — Позволить себе тратить на продукты в 1,5–2 раза больше могут немногие. Зарплаты снизились, уровень безработицы вырос. Качественный и дорогой продукт позволить себе могут единицы. Остальные экономят. Быть конкурентоспособными фермерам мешает привлечение ручного труда и сложные климатические условия».

ПОИСК ФЕРМЕРОВ

Несмотря на это, тренд на фермерские продукты сохраняется — благодаря моде на здоровый образ жизни. Петербуржцы хотят есть овощи и фрукты без нитратов и химикатов, мясо без антибиотиков, а курицу без гормонов. Люди мечтают о натуральном молоке, сметане, твороге, сыре и яйцам.

Потребители сами находят фермера через знакомых, друзей, по сарафанному радио. Это позволяет областному мелкому фермерству не умереть, а напротив, даже вяло, но развиваться.

Крестьяне производят мраморную говядину, мясо кроликов, индейки, утки, перепелов, выращивают овощи, клубнику, топинамбур.

Занимаются производством молочной продукции. Увеличение объемов производства сыра в регионе за последние 3 года во многом связано с организацией производства сыра фермерскими хозяйствами. В 2013 году — около 100 тонн, в 2016 году — 424 тонн.

На долю фермеров в Ленобласти приходится производство около 25% всей сельхозпродукции региона. Они выращивают 73% картофеля, 52% овощей. Крестьяне держат 95% кроликов и 84% мелкого рогатого скота, сказали в администрации Ленобласти.

фермеры картинка

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА

Большинство фермеров сходятся во мнении, что основная «загвоздка», тормозящая развитие бизнеса, — это сбыт. Конкурировать с сетями никто даже не пытается. Прежде всего потому, что крестьяне не могут произвести товар в объеме, который требуется супермаркетам. Да к тому же круглогодично. Остается искать другие выходы. Их немного: стихийные рынки и Интернет. Открывать свои магазины — нерационально.

В Интернете — на досках объявлений, в соцсетях — сотни предложений фермерской продукции. Признанным знаком качества для потребителей является рекомендация. Поэтому покупатели у фермерских хозяйств появляются по принципу сарафанного радио — от близких и друзей к друзьям друзей, так круг расширяется.

Фермеры покрупнее, торгующие через интернет-магазины, предлагают проверять овощи и фрукты нитрат-тестом прямо во время покупки.

ЛЖЕФЕРМЕРЫ

По словам пресс-секретаря Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу администрации Ленобласти Светланы Бурениной, часто за фермеров принимают мошенников, которые продают по цене фермерского продукты массового производства.

«Они продают фальсификаты под видом и по стоимости фермерского продукта. Они называют точку “Фермер”, “Народный фермер”, “Фермерский”, и порой у них даже есть нужные документы, — говорит Михаил Шконда. — Но, как правило, в 99% случаев их продукт — фальсификат. Один из самых простых способов это понять — цена. Говядина фермерская не может стоить 400–500 рублей за килограмм. Если они будут продавать фермерские продукты по реальной цене — их никто не купит. Можно потребовать ветеринарную справку, но их не всегда дают. Вам могут дать документы, в которых будет написано, что поставщик — глава КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства), но им никто не мешает быть перекупщиками».

Сало газета

Михаил с грустью отмечает, что большинству потребителей все равно: «лишь бы было написано, что это «фермерский продукт».

Ассоциация фермеров планирует в ближайшее время обнародовать на своем сайте черный список подобных интернет-магазинов.

share
print