Истории

Легкость железных цветов

Часть ограды Михайловского сада, что у часовни с ризницей – нынешнего Музея камня, после реставрации должна была перейти на баланс музея «Исаакиевский собор», но эти договоренности существовали еще при прежнем директоре Николае Бурове, нынешнему директору Юрию Мудрову об этих договоренностях напомнят, когда завершат реставрацию.

Глава КГИОП Сергей Макаров рассказал журналистам о том, как идет реставрация трех секций уникальной ограды у ризницы.

Работы начали 13 июня 2017 года, а завершат к 15 ноября – три металлические звена, столбы, цоколь ограды будут отреставрированы за 27,5 млн рублей. Работы ведет ООО «Стройтехуслуги».

Ограда Михайловского сада, что у Спаса на Крови – одна из красивейших в городе, да и, наверное, в мире – созданная  в 1903-1907 годах по рисунку архитектора Альфреда Парланда, автора проекта Спаса на Крови и часовни с ризницей, – это ранний модерн, кружево из металла, переплетение кованых цветов и стеблей. В последнее десятилетие уходящего века ограда  была в ужасном состоянии, половина кованых металлических конструкций утрачена, то, что сохранилось, съедала коррозия, облицовочный кирпич потрескался, исчезли изящные фонари над воротами и изразцы со столбов.

Был найдет спонсор и реставрация ограды Михайловского сада началась. Помогли старые фотографии. В архиве кинофотодокументов нашли негативы на серебре – Карл Булла снимал освящение храма, императорскую семью, старые негативы позволили рассмотреть и детали ограды. Тогда же выяснили, что на воротах должен был располагаться вензель Александра III снятый советской властью.

Тогда восстановили цоколь, три звена ограды, столбы, ворота с вензелями, изразцы, кованые фонари, 25 изразцов с пятью видами орнаментов, стеклянные плафоны для фонарей заказали в Гусь-Хрустальном. Два кованых фонаря и вензеля Александра III с ворот ограды, керамические изразцы на столбах ворот отреставрировали в 2005 году за счет средств  «Фонда искусств Фаберже». И вот теперь, уже за бюджетные деньги, реставрируют звенья ограды у часовни и ризницы.

Кстати, когда-то ограда была единым целым – ее «разорвали» в 1960-е годы, когда вдоль Марсова поля проложили трамвайные пути. Сейчас с помощью современной технологии очищают гранитный цоколь ограды, он из гранита рапакиви. Известняк, керамику расчищают тоже. Метод очень щадящий -   воздушными потоками и полимерами, без абразивов. В позднесоветские времена утраты металла восполняли силумином –сплавом алюминия с кремнием, материалом прочным, но хрупким. Сейчас силуминовые вставки меняют на стальные.

Три звена ограды в разобранном виде отправились на реставрацию к кузнецам в Малое Карлино. Под плоской  крышей кузницы на большом столе лежат отдельно все лепестки металлических цветов, все завитки железного орнамента. У каждого лепестка есть двойник, созданный на компьютере и потом воплощенный в виде бумажной выкройки – чтобы отреставрировать первоначальный или создать утраченный из металла, нужен бумажный, что-то типа выкройки. Ирина Воинова, главный архитектор проекта ООО «Стройтехуслуги»  рассказывает о тонкостях – на металлических стеблях  и лепестках нет гладкости, на них легкие вмятины, нежные ямочки, выбоинки. Так получается живой металл, так создается впечатление гибкости и легкости этой ограды.

«Это дает дополнительную пластику, игру светотени, - поясняет Воинова. – При поражении металла коррозией эти выбоинки пропадают, их мы восстанавливаем горячим способом».  В каждом звене – около 160 элементов, все они крепятся на хомуты, заклепки, винты, которые не видны совершенно, а видна нам только легкость причудливых изгибов железных цветов.

share
print