Истории

Молчаливый «Дюнкерк» Кристофера Нолана

«Дюнкерк» - военная драма режиссёра Кристофера Нолана стартовал в российском прокате. Его фильм - это молчаливый молодой парень, который показывает фотографии военных лет. Он меняет снимки в проекторе, и на экране застывают тонущие корабли, бросая в море людей, и пикируют немецкие бомбардировщики. Новая военная драма без лишнего пафоса рассказывает историю спасения солдат, попавших в немецкое окружение.

Германский вермахт в начале Второй мировой войны ломал всех, кто оказывался на его пути. Французская кампания 1940 года показала военное превосходство немцев, провал со стороны политического руководства Франции и нежелание в тот момент англичан по-настоящему противостоять немцам на суше.

События развивались быстро. 10 мая 1940 года немцы обошли и прорвали линию Мажино, 14 мая капитулируют Нидерланды. Части группы армий «А» под командованием генерал-полковника фон Рундшдтета прорвались к Абвилю, отрезали и прижали к морю 10 британских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий.

Вплоть до 24 мая немецкие части уверенно наступали. В этот день Гитлер отдал приказ своим дивизиям, наступавшим вдоль Ла-Манша, остановиться, не приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 километров и не использовать против блокированной группировки противника танки.

Вечером 26 мая англичане получили приказ об эвакуации. Немцы использовали артиллерию и авиацию против грузившихся на корабли британских и французских войск. В период до 4 июня 1940 года на острова было эвакуировано 337 131 человек. Гуманно по отношению к людям, но сомнительно с военной стратегической точки зрения.

Теперь Дюнкерк стал базой для большого кино.

Фильм начинается с того, что маленький отряд англичан натыкается в одном из переулков Дюнкерка на немецкую засаду. Выживает только Томми (Фионн Уайтхед). Он добирается до пляжа, на котором идет подготовка к эвакуации. И тут же на экране появляются бомбардировщики, жуткий визжащий звук двигателей и разрывы бомб.

Взаимодействие персонажей сводится к редкому обмену репликами. Нолан не раскрывает прошлое героев, а просто бросает их в водоворот войны, делая упор на экшене и динамике, но теряя в уровне сопереживания со стороны зрителя. В таком случае зритель, не имея психологической точки соприкосновения с персонажем, становится как бы посторонним наблюдателем.

Происходящее на экране интересует, иногда волнует, но не цепляет просто потому, что нас ничего не связывает с этими молодыми парнишками, пытающимися выжить. Кинофильм начинает захватывать, когда три сюжетные линии сходятся воедино.

Нолан рассказывает о Дюнкерке три пересекающиеся истории, каждая развивается в своем временном масштабе (первая занимает неделю, вторая - день, третья - час). Одна повествует об эвакуации солдат с мола и берега Дюнкерка. Другая - о путешествии пожилого британца мистера Доусета (Марк Райлэнс) на своей маленькой яхте. Третья часть - о воздушных боях пилота Фэрриера (Том Харди) с немцами.

И вот когда к середине фильма ты сидишь и думаешь, что уже ничего не удивляет, можно примерно догадаться, что будет дальше, сюжет вдруг оказывается на удивление непредсказуемым. Три ранее несвязанные истории сплетаются в один клубок, дополняют друг друга, заполняют бреши и вся картина становится стройной и завершенной. Нолан отлично использовал приём «слияния» сюжетных линий, хотя в конце это приводит к большому промаху.

Д-2

Джек Лоуден, сыгравший пилота Коллинса сказал: “Так приятно, когда не надо воображать”, актеры снимались в настоящих Spitfire

Режиссёру не удалось передать размах эвакуации нескольких сотен тысяч солдат. Причина - разный временной масштаб трёх сюжетных линий. Например, воздушный бой занимает в истории фильма один час и является самой короткой частью картины, но и самой динамичной. Из-за этого временные грани остальных двух, более длинных историй стираются.

В итоге трудно избавиться от ощущения, что все действия на экране уложились в один час. Безрезультатные попытки Томми и его товарищей вырваться из Дюнкерка должны длиться неделю, а в итоге кажется, что все разрешилось быстро. Собственно поэтому фильм и теряет ощущение масштабности и размаха грандиозной операции по спасению союзных войск. Как за один час можно спасти 300 тысяч солдат? Это нелогично. К тому же знакомство с миром окруженных немцами солдат Дюнкерка происходит один раз в начале фильма, когда зритель видит несколько коротких шеренг, выстроившихся перед морем.

Эти шеренги олицетворяют всех окруженных солдат, создают ощущение большой массы людей, но получилось неубедительно. Как и сцена в конце фильма, когда к берегам подходят английские гражданские суда, чтобы забрать солдат. Фактически зритель впервые наблюдает удачную попытку загрузить людей на корабли. До этого немцы их благополучно топили.

И вот когда к самодельному причалу подходят маленькие яхты, парусные лодки, камера показывает коммандера Болтона, который говорит: «Были спасены 335 000 солдат». Так много? Да к берегу подошли от силы двадцать суденышек, когда успели столько спасти?

Д-3

Если в кадре тонет корабль, будьте уверены: это не спецэффекты, Нолан по-настоящему топил корабли на съемочной площадке.

Фильм Кристофера Нолана не идеален, в нем есть к чему придраться, но это его не портит. Картина потрясающе снята, убедительна и приковывает внимание. Море, его настроение и сила, переданы режиссёром с удивляющей правдоподобностью. Отсутствие диалогов делает фильм молчаливым рассказчиком, он не навязывает зрителю свою точку зрения, а просто и без лишних геройских отступлений описывает эвакуацию из Дюнкерка.

Пафоса, присущего военным драмам, полностью избежать все не удалось. Томми читает газету и рассказывает о народном единстве, о будущих сражениях. Это идет фоном для заключительных сцен фильма.  Картина сделана так, что это не отталкивает и не портит впечатления от работы Кристофера Нолана.

share
print