Истории

Авангарденс – новое имя императорских садов

Десятый Международный фестиваль «Императорские сады России», который проводит Русский музей в Михайловском саду 9-18 июня, решено назвать «Авангарденс». Это и про русский авангард, и про нынешний Год экологии, и про современный взгляд на садово-парковое искусство, вдохновленный яркими образами и идеями именно русского авангарда.

«В Русском музее хранится крупнейшая в России коллекция русского авангарда, сами художники собирали ее ядро, пока власть не настолько окрепла, чтобы обвинить их в формализме, - напомнил Владимир Гусев, директор Русского музея. – В «Авангарденс» будет 62 проекта, среди них 8 – социальных, а среди участников – представители Франции, Германии, Испании, Финляндии». Гусев сказал, что фестиваль уже настолько известен, что «работает сам на себя», но важно, чтобы интерес к нему сохранялся, хотя когда люди стоят в очереди, то он всегда опасается – как бы не было скандала: «Мимо очередей на Айвазовского боялся проходить мимо и проезжать на машине, но обошлось – ни одного скандала в этих очередях не было».

Во время фестиваля, как всегда, будет большая программа на разные вкусы – лекции по искусству, которые прочтут сотрудники отдела новейших течений Русского музея,  концерты и перформансы.

В первый день фестиваля, 9 июня, в девять вечера в Михайловском саду выступит Инженерный театр «Ахе» с подготовленным еще к Году литературы (2015, кто не помнит) вольным переложением  избранных эпизодов романа Бориса Виана  «Пена дней»: «Покрышкин старательно прививает черенок из вишнёвого сада к изнеженной орхидее французского би-бопа, растущей на пустыре русского абсурда. Хармс выпалывает из этого пустыря сорняки повседневности, а Стравинский конструирует похоронный марш из сора дней. Всё это на мобильный телефон снимает Дзига Вертов и выкладывает в Сеть. Как будто».

Кроме того, 5 дней в пространстве сада будут перформансы Театра «Дерево» Антона Адасинского, 10 июня – знаменитый пианист композитор, сторонник «живой музыки» Александр Маноцков, сотрудничающий с Кириллом Серебренниковым и Андреем Могучим, пишущий во многих жанрах – от авангарда до церковной музыки, человек с яркой гражданской позицией, участвовавший и задержанный  в 2011 году в Москве в протестном митинге 6 декабря против фальсификации выборов в Госдуму. 12 июня выступит Алексей Айги и ансамбль 4'33. На прудах Михайловского сада студенты факультета свободных искусств и наук СПбГУ вместе с искусствоведом Глебом Ершовым создадут инсталляцию, которая станет декорацией для спектакля по сверхповести Велимира Хлебникова «Зангези». Так что имеет смысл просто чуть ли не каждый вечер приходить в Михайловский сад. Цены на вход во время фестиваля  обещают божеские.

Но, собственно, про садово–парковое искусство – что ждет посетителей в этом году? Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея, говорит, что фестиваль продолжит тренд – от живых растений больше к дизайнерским проектам и инсталляциям: «Мы же видим – какая климатическая история, сложно растениям, да и переосмысление творчества авангардных художников невозможно без современных подходов». Будут уникальные проекты, посвященные экологии, переработке мусора и т. д. У входа на фестивальную экспозицию садово-парковое хозяйство Петербурга создаст цветник в авангардном стиле.

«Нам остается лишь уповать на силы природы, - сказал Гусев. – Чтобы не было дождя и шторма во время фестиваля, в прошлом году ведь приходилось даже закрывать сад».

share
print