Истории

Татьяна Самарина: Мне близок исповедальный театр

25 марта заслуженная артистка России Татьяна Самарина отметит юбилей и сыграет госпожу Жакоб в авантюрной комедии «Тюркаре» на сцене родного Театра им. Комиссаржевской. Накануне события «МР» пообщался с известной актрисой.

Как вы относитесь к юбилеям?

Чаще всего я отмечаю дни рождения там, где они меня застанут – на гастролях или в театре. Устраивать юбилейные вечера я не люблю. Мне кажется, это обязывает окружающих к чему-то. Со многими в театре у меня связан огромный отрезок жизни, с кем-то короткий, но с каждым есть своя история. И я без всякого подтверждения благодарна им за те взаимоотношения, которые между нами существуют.

Вы родились и выросли в Ленинграде, учились здесь и уже более 40 лет служите в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской. У вас когда-нибудь возникало желание сменить город или страну?

Нет, таких мыслей у меня не возникало. В театре, к счастью, всё складывалось хорошо, работы было много. Здесь живут мои друзья ещё со школьных лет, мои родные. С этим городом связаны все радости и все беды. Хотя, когда я недавно была в Израиле, в одном маленьком тихом городке я поймала себя на мысли, что здесь я смогла бы жить. Наверное, потому что сейчас очень хочется тишины и покоя, я люблю одиночество, и мне с собой не бывает скучно.

_Самарина,  Пелагея и Алька

А как театр вошел в вашу жизнь?

Случайно. Всё началось с самодеятельного коллектива во Дворце культуры им. Первой пятилетки. Я пришла за компанию с одноклассницей, и так случилось, что меня приняли в это кружок. Я попала в невероятный и прекрасный мир – педагог замечательный, ребята чудесные, первая любовь… Но я не считала тогда, что смогу стать хорошей актрисой, не стала даже пробовать поступать в театральный. Я вообще не знала, чем хочу заниматься. Сначала готовилась поступать в университет на журналистику, а потом вдруг пошла (опять же, «за компанию») сдавать экзамены в Институт авиационного приборостроения на факультет космической медицины. И сдала ведь, только не прошла по конкурсу.

Это же интересно!

Наверное, но, думаю, мне это ни к чему. Год после школы работала контролёром ОТК на военном заводе, о театральном будущем не мечтала, а мои друзья решили записать меня на консультацию в театральный институт. Я человек обязательный – записали, значит, надо идти. И так случилось, что я прошла все экзамены, и попала на курс к Рубену Сергеевичу Агамирзяну.

А когда вы поняли, что театр — это мое?

Учиться в театральном институте было очень интересно, и добровольно никто не откажется от такой интересной жизни. Но мне всегда было мучительно трудно. Казалось, что эта профессия поперёк моего характера. Мы вели творческий дневник, каждый день записывали свои впечатления о том, что происходило, давали этому оценку, и раз в неделю, как в школе, Рубен Сергеевич читал его и писал свои замечания. У меня чаще всего было написано: «Мадмуазель, смелее и наглее». И так почти два года. Словом, смелых шагов я там не делала. Только в конце второго курса я впервые получила «пять» по мастерству за отрывок из пьесы «Дети Ванюшина».

Владимир Викторович Петров, наш замечательный второй педагог, построил этот отрывок на так называемом «неоконченном действии». Чашечка кофе на блюдечке, ложечка, веер – через физические действия с этими предметами была выстроена вся сцена. Владимир Викторович проложил нам «дорожку», и мы по ней уверенно шли. Было очень легко и радостно. Он приучал нас к подробному, дотошному анализу происходящего. А мне всегда был интересен внутренний мир человека, его психология, его поступки, их мотивация. Я много читала об этом ещё в школе, да такую сложную литературу, что сейчас бы не осилила, наверное. Лично для меня профессия актёра – это способ познания себя, путь к себе.

_Самарина, Дни Турбиных

Вас увлекает не только внутренний мир, но и история. Вы словно опытный экскурсовод рассказываете о Театре им. В.Ф. Комиссаржевской, его актёрах…

Мне это интересно. Просветительская работа всегда очень меня привлекала. Когда-то мне предлагали поработать экскурсоводом в Музее восковых фигур, и у меня родилась идея сделать театрализованную экскурсию с монологами из пьес, которые я тогда играла в театре. Жены Петра I, Ивана Грозного, Павла I, Александра II могли бы говорить с восковыми персонажами. Очень интересно было попробовать это сделать, но совмещать с работой в театре не получалось, а уйти полностью в работу экскурсоводом я не решилась. Может, это была судьба?... Но такая просветительская работа мне очень интересна. Когда я работала в школе, делала программы для уроков литературы вместе с режиссёром Юрием Наумовичем Дубравиным. Дети мало читают, и их надо заинтересовать. С ними надо говорить очень искренне, простыми словами, которые написаны хорошим автором, но так, будто я сама сейчас это сочиняю. Тогда же я собиралась сделать литературную экскурсию по Невскому проспекту, используя отрывки из произведений Гоголя или стихи, связанные с тем или иным местом.

А что для вас самое главное на сцене?

Партнёры – это самое ценное, что есть у артиста. Глаза партнёров. К сожалению, сейчас у меня нет таких сложных драматических ролей, как это было в спектакле «Дни Турбиных», «Царь Борис», «Новоселье в старом доме», «Гнездо глухаря», где были удивительные партнёры – Ландграф, Соколов, Особик, Чемберг, Паначевный, Литенков и многие другие. Но и в том, что я играю сейчас, есть мои прекрасные партнёры, и с каждым из них мне интересно. И Ванечка Краско, и Таня Кузнецова, и Наташа Орлова, и Лена Симонова, и Женечка Игумнова, и многие другие. У нас в театре очень надёжные партнёры, и я им очень благодарна. У каждого я учусь. Бывают встречи, которые переворачивают жизнь.

_САмарина, Эрос

Почти двадцать лет назад я познакомилась с режиссёром Петром Шерешевским, который ставил в Приюте комедианта «Собачий вальс» Леонида Андреева. Его способ работы был совсем другой, нежели я привыкла. И Пётр говорил на репетиции: «Вам не надо ничего играть, это вы». Я училась этому, мне это было близко и понятно. Мне близок исповедальный театр, где я могу говорить о том, что меня волнует. Личностное участие актёра, я считаю, это самое дорогое и ценное. В молодости мне всегда казалось, что на сцене я проживаю много разных жизней, а с возрастом пришла к тому, что какую бы роль я не взяла – я все понимаю. Ещё у меня был очень интересный опыт в спектакле «Человеческий голос» по пьесе Жана Кокто – это тоже была исповедальная история, и мне был очень дорог процесс этого проживания.

Что делает вас счастливой?

Сейчас самую большую радость мне доставляют успехи моего сына и внука, когда я могу быть не просто спокойной за них, но иногда и гордиться. Вот недавно внук получил звание «Лучший ученик в школе», и это замечательно. С театром у меня сейчас непростые отношения, хотя, всё равно, когда я прихожу на спектакль, получаю огромное удовольствие от этого. Главное – не разучиться радоваться жизни.

_Самарина, С тобой и без тебя
 

share
print