Истории

Встреча с неприкасаемыми

Уже неделю в Петербурге обсуждают премьеру документального спектакля Михаила Патласова «НеПРИКАСАЕМЫЕ» — первый в России социальный и театральный проект о жизни бездомных, первый в России театр, где сами бездомные сыграли себя, прожив рядом с актерами и зрителями свои реальные истории. Спектакль, который не может понравиться в принципе, но его надо, нельзя не увидеть.

Это спектакль – потрясение. От честных и искренних, и от того еще более страшных, историй из нашей жизни. И это не страницы романа, над которым всплакнешь и перевернешь страницу. Это живые люди. Их голос дрожит, и у старика-учителя Вячеслава Раснера, и у личного музыканта Глеба Васильева, передавая нервные импульсы первой в жизни публичной исповеди. Это тяжелое испытание и для зрителей: видеть, как герои у всех на виду проживают, нет, обнажают свои судьбы. Один из переломных моментов спектакля — шокирующая исповедь бездомного юноши Яши. Он буквально «крупным планом», усиленным видеопроекцией, рассказывает о том, как его сделали гомосексуалистом в детдоме. Про насилие, съемки в порностудии, куда его отправила «на заработки» учительница, и полное безразличие взрослых, в том числе и родной матери. В этот момент в промозглом зале Анненкирхе стало жарко – от горячих слез, жгучего стыда и гнева.

_1

Этот спектакль – поступок, акция, неповторимое мгновение. Это не «Вишневый сад», его нельзя сыграть дважды. Каждый раз все будет по-новому. С иным настроем и игрой актёров и бездомных. С новыми героями, которых режиссёру подскажет жизнь. Кого-то из героев придется менять на актеров, как в случае с Виктором Волковым. Бездомный с детдомовским и вокзальным прошлым вошел в проект и после публикации статьи о его судьбе в «Моем районе» вдруг что-то понял в себе, получил паспорт, уехал в Москву и начал новую жизнь. Это один из приятных итогов театрального проекта. Будут и другие.

_2

Этот спектакль – встреча. С первых минут театрального действия бездомные и «домашние» зрители шли навстречу друг другу. Она наметилась, когда все как-то включились в историю бездомного лингвиста-переводчика Андрея Зеленина, сбежавшего три года назад от соседских «рож» по коммуналке на улицу. И состоялась в финале. Сильный режиссерский ход: десятка два уличных бродяг читают вслух «наши» мысли: реплики с форумов про то, как выгнать из подъезда бомжей – жечь напалмом и прочие мерзости «про нелюдей», которые вызывают у «нормальных» отвращение и страх. И зрительный зал встает, взрываясь аплодисментами, чтобы этим шумом заглушить биение загнанного в угол сердца. Несколько минут мы стоим напротив друг друга: уже не «они» и «мы», а просто люди, обычные люди. И тут под шумы Московского вокзала прорывается всеми торжественными и пафосными нотами «Гимн великому городу»… И это не «Сапсан», а театр, из иной системы оценок и координат, который не может и должен нравиться.

_4

Этот спектакль — открытие. Он срывает шоры, сметает стереотипы и дает тебе ровно столько, насколько велико твое желание и силы воспринимать, понимать и принимать параллельную, чужую тебе реальность. Что дальше? Наивно полагать, что спектакль изменит отношение общества к бездомным, но он, как минимум, заставил часть общества — зрителей в Анненкирхе, задуматься о том, что на бетонном полу в подземном переходе без денег, документов, в полном одиночестве, и без надежд обрести свое жилье может оказаться кто угодно – не зависимо от социального статуса. У каждого бездомного был свой путь на паперть, но в каждом клубке этих судеб есть ржавая нить равнодушия, способная «разъесть», превратить в тлен даже самые прочные социальные связи. Важно возвратить этим людям надежду, тогда они, возможно, смогут вернуться к нормальной жизни и больше не чувствовать себя изгоями. Этот шанс дал им спектакль.
 

share
print