Истории

«Я что, не человек?»

Творческая группа театрального проекта «На дне» и редакция газеты «Мой район» продолжают совместную акцию: мы предлагаем читателям поделиться личными историями о бездомных. И вот первая история — Дмитрия, более трех лет живущего на улице в Петербурге.

В шаге от отчаяния 

Мы познакомились с Дмитрием дома у моего друга-художника: проведя юность в петербургских сквотах, он однажды встретил бездомного на улице, разговорился с ним и решил помогать. С тех пор Дима иногда приходит в гости — погреться, выпить чаю или переночевать в тяжелой ситуации.
Первым делом Дмитрий показывает большую стопку писем — обращения в различные инстанции и ответы на них. В 2010 году Дмитрий вернулся домой из мест лишения свободы и обнаружил, что дома у него больше нет — говорит, сестра забрала его долю, получив от родителей наследство. Вскоре Дмитрий оказался на улице.
Внешне Дмитрий совсем не похож на бомжа или на уголовника — благообразный, седой, аккуратно одетый, с подстриженной бородой. Не пьет, хотя говорит, что иногда очень хочется — «от отчаяния».
Уже несколько лет Дмитрий пытается вернуться к нормальной жизни — найти работу и дом. Работодатели узнают про судимость (ее наличие бездомный не скрывает) и отказываются нанимать. Тяжелую физическую работу он выполнять не может — мешает больное сердце, перенесенный инфаркт.

Пути и дороги

На вопрос «А как обычно вы проводите свой день?», Дмитрий разводит руками — предсказать что-либо или построить планы в такой ситуации невозможно. Обычно Дмитрий спит в круглосуточных кафе: берет чашку кофе или чайник чая, садится за столик и засыпает, подперев голову рукой. Довольно часто его выгоняют сотрудники кафе или охранники. Досыпать можно в метро, на длинных ветках с пересадками. Каждый день Дмитрий просит людей купить ему еду или дать денег. Деньги бездомному нужны не только на пропитание, но и на проезд, на лекарства, одежду, на прачечную и баню, наконец, на чайник чая, дающий шанс провести ночь в теплом кафе.
Несколько лет назад Дмитрий перестал быть гражданином Российской Федерации — по словам бездомного, «потерялись» документы. Чтобы восстановить гражданство, Дмитрию потребовалось пережить несколько лет бумажной волокиты — тяжелое испытание даже для тех, у кого есть дом и работа. В Петербурге бездомному так и не смогли помочь — чтобы восстановить гражданство и паспорт, Дмитрий накопил денег и поехал в Москву, где обратился в Администрацию Президента: «Днем — записался на приём, вечером — пошел ночевать на Курский вокзал».

Добрый человек

Сейчас у Дмитрия есть и паспорт, и временная регистрация — с ней бездомному помог еще один добрый человек, Алексей. «Дима просил на улице денег, и мы как-то разговорились, — вспоминает Алексей. — Его история произвела на меня большое впечатление, и я решил помочь. К сожалению — тут я, конечно, не открою Америки, — существующая в нашем обществе система не может помочь человеку, который, к примеру, вышел из мест лишения свободы и желает вести нормальный образ жизни, как полноценный член общества. У него нет практически никаких возможностей и прав, позволяющих это сделать; часто такие люди из-за безвыходности вновь решаются на противоправные действия».

«А как же не верить?»

Рядом с другими, опустившимися и пьющими бродягами, Дмитрий выглядит хорошо, а его судьба кажется более-менее благополучной — однако это совсем не так. Однажды его ударил медбрат, возмущенный тем, что бездомный, у которого прихватило сердце, вызвал «скорую помощь». Дмитрий обратился в полицию, но его обращение проигнорировали. Как человеку, живущему на улице, ему приходится постоянно скрываться от людей, желающих воспользоваться его положением в корыстных целях — вовлечь в мошенничество, взять в рабство. А искать помощи в государственных инстанциях — настоящая пытка. 

Иногда Дмитрию помогают в церкви — дают еду — но прогоняют оттуда тоже часто. «Однажды холодным днем я зашел в храм и попросил поесть, — рассказывает Дмитрий. — Мне вынесли еды, но попросили выйти с ней из церкви. Почему, чем я им мешаю? Неужели так необходимо выгонять меня на мороз? Я что, не человек?». На вопрос «Верите ли вы в Бога?» Дмитрий отвечает: «А как же не верить? Конечно».

Сейчас Дмитрий живет в общежитии — помог добрый человек, случайно встреченный на улице. Но в январе оплаченный срок истекает. Дмитрий хочет недорого снять жилье. Если вы готовы помочь в этих поисках или с работой — пожалуйста, отправьте письмо с предложением на адрес [email protected]. Мы ждем от вас и рассказы о вашем опыте общения с бездомными: самые интересные истории будут опубликованы в газете и станут материалом для документальной пьесы.
 

share
print