Истории

Борис Шершенков: «Городские звуки — это не только шум»

Борис Шершенков — куратор проекта «Звуковая карта Петербурга», рассказал «МР» о том, почему нам важно учиться слышать город.

В Галерее Экспериментального Звука на «Пушкинской, 10» открывается Музей звука. Пока что работает только один зал, в котором уже можно поиграть на авторских инструментах и изучить звуковую карту Санкт-Петербурга.
Об акустической экологии современного Петербурга «МР» побеседовал с куратором проекта «Звуковая карта Петербурга» Борисом Шершенковым.

«МР»: Ориентировались ли вы на опыт других стран при составлении звуковой карты нашего города?

Б.Ш.: Такой опыт, действительно, есть — существуют звуковые карты Бостона, Нью-Йорка, других городов. Составление звуковых карт — это направление в рамках звуковой или акустической экологии. Первым, кто серьезно занялся изучением звуковой экологии, был канадский композитор Рэймонд Мюррей Шафер.
Сегодня существуют крупные международные проекты звуковых карт: чаще всего, они представляют собой сборники треков, размещенных по географическому принципу.
Что касается петербургской карты, мы стремились продумать некие виртуальные звуковые прогулки, то есть не просто расставить точки, на которые можно тыкать и слушать, как они звучат, а создать ощущение маршрута, движения по городу и некоторого единства звукового ландшафта. Поэтому наш проект все-таки предполагает специализированный интерфейс, автор которого — Полина Шершенкова, и специальную систему управления, благодаря которой взаимодействие посетителя с картой происходит, в основном, с помощью звука.
Пока что все записи (на данный момент их уже больше 40) делали сотрудники музея, но в перспективе (видимо, уже осенью) мы планируем собирать записи горожан. Сейчас у многих есть звукозаписывающая аппаратура достаточно хорошего качества, и, возможно, кто-то уже проводил такие опыты. Кому-то, наверное, будет интересно поделиться звучанием мест, где они живут и бывают. Все треки будут размещены на общей карте, которая, как экспонат, будет находиться в музее. Скорее всего, мы не будем выносить ее напрямую в интернет, так как в сети уже есть несколько подобных зарубежных проектов, в рамках которых может быть опубликован этот материал.

Цель этой карты — изучение экологии звука современного города?

Можно сказать и так. Кстати, формат звуковых прогулок тоже существует в зарубежной практике. Есть специальные экскурсионные маршруты: люди собираются и ходят по местам, обладающим определенными звуковыми особенностями, и просто слушают.
В обычной жизни мы редко прислушиваемся. Для человека, который живет в городе, (особенно, в большом) все окружающие звуки сливаются в монотонный шум. И если визуальный ландшафт еще обращает на себя внимание, то звуковой - зачастую, нет. Основная цель нашего проекта, наверное, в том, чтобы повысить уровень звуковой сознательности. Потому что на самом деле нас окружает не только шум, и в Петербурге есть места, где можно услышать много интересного, если постараться.
Вообще, этот проект — о комфортности существования человека в городской среде, потому что если все вокруг воспринимается как шум и помеха, о каком комфорте может идти речь? Если начать сознательно слушать и воспринимать, что и как звучит, то звуки начнут вызывать далеко не только неприятные ощущения.

Борис Смелов, Дух Невы, 1986 г Борис Смелов, «Дух Невы», 1986. Фото: каталог выставки «Борис Смелов. Ретроспектива», Государственный Эрмитаж, 2009.

Есть ли особенности петербургской звуковой среды по сравнению с другими современными крупными городами? В среднем, у нас ситуация хуже или лучше, чем в Европе?

Сложно сказать, хуже или лучше. Вообще, звуковая экология выступает за сохранение звуковых ландшафтов, которые могут подвергнуться исчезновению. Допустим, это дворы с уникальной акустикой: дома сносятся, строятся парковки, пространство видоизменяется и акустика теряется. Петербург обладает совершенно особым звучанием за счет архитектуры, и, с точки зрения уникальности звуковых ландшафтов, центр города, пожалуй, сохранился лучше, чем во многих европейских столицах. Там «старый город» полностью заточен под туризм: в большинстве зданий - рестораны или клубы, в каждом дворике — террасы кафе. У нас в центре осталось больше жилых дворов, каких-то самобытных уголков.

Когда сохраняется архитектура, остаются и звуки?

Бывает по-разному. К сожалению, например, как в случае со «Стокманном» или домом Рогова — от архитектурного проекта остаётся лишь внешний фасад: облик вроде бы сохранен, но звуковые ландшафты, которые существовали во дворах этих зданий, потеряны. Ведь архитектура - это не только фасад.

Какие любопытные звуки уже можно послушать на звуковой карте?

Сейчас у нас уже есть несколько довольно редких записей: правда, они, скорее, рассказывают о событиях, чем о местах. Это запись церковной службы, сделанная в Михайловском саду: сама служба проходила на открытом воздухе, у Спаса-на-Крови, и эта акустика открытого пространства очень интересно преобразует её. Есть уникальная запись звучания Невы под водой. Ее автор — новороссийский художник Сергей Филатов, использовал специальную аппаратуру — гидрофоны — у пристани около дворца Меншикова. Подводные звуки сильно отличаются от того, что мы слышим на поверхности. Хорошая запись получилась в Петропавловской крепости. Там зафиксирован многослойный ландшафт: слыша одновременно и голоса людей, и игру карильона, мы можем оценить необычную акустику крепости.
Мы стараемся выбирать такие фрагменты, которые бы наиболее полно характеризовали места. Думаю, каждый посетитель найдет на карте что-то интересное для себя уже сейчас, а скоро записей на ней станет гораздо больше.
 

share
print